В прошлый раз в рамках цикла «Выставка одной картины» в ГМИИ привозили не то римскую проститутку, не то знатную аристократку, в любом случае идеальную возрожденческую женщину — «Антею» работы итальянского маньериста XVI века Пармиджанино. На этот раз это не то Гамлет, не то Пьетро Аретино, а может, Ипполито Риминальди — в общем, загадочный «Портрет неизвестного с серыми глазами» работы возрожденческого же портретиста Тициана.
Тициан - великий колорист. К сожалению, а в данном случае к счастью, понять это можно, только увидев оригинал. Никакие репродукции, друзья, не передают бьющиеся под кожей жилки. Знаменитая "Венера перед зеркалом" покажется на репродукции розово-фиолетовым мясом, нездоровой массой тела,а в оригинале цветущей плотью. Тот же трюк происходит с портретом Неизвестного, оторвать взгляд о т его рук и лица невозможно. И хоть плач, до чего хорош!
Глаза после реставрации кажутся скорее голубыми, чем серыми - так что даже это скупое название не вполне верно, не говоря уже об остальных. Говард, герцог Норфолкский? Ипполито Риминальди? Или кто-то другой? Портрет непроницаем, спокоен, закрыт - к нему не обратишься. Чуть рассеянный взгляд выдает в модели человека, погруженного глубоко в себя, - и эта внутренняя сосредоточенность страшно притягивает. Картина образует вокруг себя бесстрастное, несуетливое пространство.
Недавно Пушкинский музей порадовал удивительной выставкой Тёрнера, сегодня тут неизвестная широкому кругу работа Тициана. Рассуждать о художественных достоинствах произведения - бессмысленно и пусто...Восхищает энтузиазм многоуважаемой г-жи Ирины Антоновой в талантливом и современном управлении Музеем.
Знаете может я выскажу непопулярное мнение, но мне не понравилось, возможно это просто из-за личных пристрастий, или в силу недостаточной художественной образованности. Да портрет неизвестного впечатляет, но остальное, ну да, мадонны с младенцами, да 15 век, но как то..все слишком фотографично что ли, жизни я там не увидел. Импрессионисты рядом-совсем другое дело.