Выставки Москвы

Выставка Ближе к телу. Русский костюм XIX–XXI веков
17 апреля – 10 мая 2009

6.8

Два века русской моды в фотографиях.

Общая тема «Моды и стиля» в этом году звучит как «Меняющаяся красота». Проект «Русский костюм» подходит под это абстрактное определение как нельзя лучше. Архивные фотографии русских женщин в расшитых сарафанах или наряженная под старину искусствовед Татьяна Малютина работы Родченко перемежаются с костюмами модельера и художника Александра Петлюры, фотографиями любителя влезть в чужое платье Мамышева-Монро («Тепло ли тебе, девица?» — здесь он примеряет сарафан и русую косу) и изображениями усыпанного куриным пометом Льва Толстого (работа Олега Кулика). Насчет красоты вопрос, конечно, спорный, но вот изменения во вкусах — налицо.

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
469
оценок:
213
рейтинг:
583

Два века русской моды

Остроумные кураторские проекты — не самая сильная сторона Московского дома фотографии. Но это нормально: в конце концов, так ли важно, как называется выставка и насколько затейливо она придумана, если фотографии неизменно прекрасны, а фотографы — из первого ряда. Общая тема фестиваля «Мода и стиль» в этом году — «Меняющаяся красота», в эти расплывчатые рамки легко умещается любая выставка с нарядно одетыми людьми, а именно таких в основном на фестивале и показывают. Но есть одно исключение, по случайности точно совпавшее с заданной темой, — проект галереи «На Солянке» «Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях XIX–XXI веков». Заурядную историческую выставку, достойную Исторического же музея, кураторы превратили в занимательный игровой проект — но обо всем по порядку.

Первая часть выставки и правда поз­навательная. Фотографии XIX — начала XX века выступают в качестве иллюстрации к истории русского костюма. Все как по учебнику: два основных женских силуэта, прямоугольный паневный (южнорусский) и треугольно-трапецевидный сарафанный (севернорусский), и один мужской — рубаха-косоворотка, подвязанная поясом «под пузом», и заправленные в сапоги порты. Эта же традиционная тема отыгрывается в постановочных фотографиях Родченко и этнографических — Чиликова. И вот — неожиданный поворот: фотографии второй половины XX века рассказывают не о костюме как таковом, а о его месте в современном искусстве. Появляются все обычные подозреваемые — дизайнер-перформансист Петлюра с собственными вариациями ­на народные темы; любитель перевоплощений в бабу Мамышев-Монро, предстающий в образе Настеньки из сказки «Морозко», в шикарной шубе и с увесистой косой; и знатный славянофил Олег Кулик c проектом «Толстой и куры», где великий русский писатель в белой рубахе пишет «Войну и мир» в курятнике, а основная деталь его национального костюма — куриный помет.

0

Отзывы пользователей о выставке «Ближе к телу. Русский костюм XIX–XXI веков»

Фото Obivatelnitsa
отзывы:
39
оценок:
42
рейтинг:
54
7

Прекрасно!
Пока бродила по выставке "примеряла" на себя каждый костюм, а учитывая. что туфли жали нещадно - лапти были бы крайне актуальны.
Окунуться в историю русского и псевдорусского костюма, перебегаю в пределах одного зала от одной фотографии к другой сравнивая, что украли и чем преукрасили дизайнеры и костюмеры образ очередного сказочного героя необычайно интересно.
Было интересно воочию увидеть фотографии Скобинова, Кшесинской, Качалова в образах. Умилительные фотографии из нашего сказочного детства с "Садко" или обложки "Советского экрана".
С удовольствием приоделась бы сейчас в платьишки и сарафанчики от Кати Филипповой, представленной в черном зале, коллекцией "Новые язычники". И думаю не только я одна, и обратите внимание на обувь моделей - это НЕЧТО!!!!!!!!!
Два минуса с моей точки зрения в выставке. Первое - слушать три частушки, которые крутятся бесконечно в качестве музакального оформления в белом зале, больше 10 минут подряд невозможно. Как это выдерживают служительницы - ума не приложу. Я ходила по выставке довольно долго, вглядваясь в каждое фото, поэтому мои уши довольно быстро умерли.
Второе - малый белый зал, с современными нащими деятелями от искусства. Скажу честно - испоганили все доброе и светлое, что вложили в тебя в предыдущем зале. Может быть Лев Толстой в курином помете это и искусство - но только не для меня.

0

Галерея