Архитектура |
Пока набирает размах рецессия и замораживаются крупнейшие петербургские стройки — вот уже сдался Фостер, отстал от Новой Голландии; вот опять ломают копья вокруг Мариинского театра, еще вот-вот и пронесет нелегкая с Охта-парком — в Этнографическом музее открывается «Архитектура Петербурга-2009». Без Фостеров и Ботт, а только с Земцовым и Кондиайном, Герасимовым и партнерами, братьями Явейн и пр. — исключительно петербургские архитекторы и петербургские проекты, как реализованные, так и нет, всего числом около сотни. Правда, будут приезжать с лекциями и слайд-шоу некоторые известные московские архитекторы — вот как Михаил Хазанов или Алексей Бавыкин, — но это именно что в гостевом режиме. Компенсировать нехватку звезд должна видеоинсталляция «ArChess», которую московский Центр современной архитектуры Ирины Коробьиной представлял в российском павильоне на последней Венецианской архитектурной биеннале, — вот там и Фостер, и Заха Хадид, и Эрик ван Эгерат.
Идея выставки прекрасна: теперь можно хотя бы в общих чертах представить, что строится в Петербурге, что выросло за последние годы и что еще только светит. Шумиха вокруг Мариинки-2, Охта-центра, Апраксина двора и пары-тройки признанных "градостроительных ошибок" вроде здания новой Биржи как-то заслонила остальные архитектурные проекты. Может, и не зря. Строится-то много, но количество упорно не желает переходить в качество. И выставка отлично это демонстрирует. Какого-либо стиля у современных построек, мягко говоря, нет. Есть удачные/нестандартные находки в оформлении ("Линкор" на Петроградской набережной, "майянский" дом на 4-й Советской), все остальное - однообразные вариации на тему стекла и бетона. Поражает не отсутствие идей, наоборот - идей даже слишком много. Любое мало-мальски значительное сооружение, как неказистый подарок, который стыдно отдать просто так, получает пышную обертку из идей, концепций, исторических параллелей и прочей - в данном случае - лапши. В итоге смотреть не на что: здания молчат, за них говорят архитекторы.
За ту же Апрашку взялись, как за бедного Чебурашку, странную игрушку, забыв о главном: функциональности. Вспомнили идеальный город Леонардо да Винчи, вспомнили Венецию, да и Петра, наконец. А ходить в этот идеальный город будут, вероятно, идеальные люди с идеальными кошельками.