Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
История Российского видеоарта. Том 2

Взгляд на российское искусство глазами итальянца Антонио Джеузы.
  • История Российского видеоарта. Том 2 – афиша
  • История Российского видеоарта. Том 2 – афиша
  • История Российского видеоарта. Том 2 – афиша
  • История Российского видеоарта. Том 2 – афиша
  • История Российского видеоарта. Том 2 – афиша
Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Анастасия Митюшина
8 отзывов, 3 оценки, рейтинг 5
18 марта 2009
Интернациональный взгляд на национальное искусство

Интрига выставки может быть ­исчер­пывающе описана, если чуть уточнить название: история российского видеоарта от итальянца, учившегося в Лон­доне и живущего теперь в Москве. Как ни странно, в России не было даже попыток системного изучения отечественного видеоарта; была в 90-е «TV Галерея» — да и та скорее составляла архив, нежели писала историю. Поэтому аспирант Лондонского университета Антонио Джеуза, приехавший в 2003 году в Россию, легко нашел свою тему. Первопроходцем быть всегда приятно. Свой первый «исторический» проект Джеуза показал в 2004 году на территории RuArts, спустя год был проект «8 с половиной видео» в галерее WAM, а в январе 2007-го стартовала трехтомная выставочная эпопея «История российского видеоарта».

Видеоарт — точно так же как ­стан­ковая живопись, которую русское искусство осваивало в XVIII веке (тоже с опозданием) — был сформирован на Западе. Мировому видеоарту больше 50 лет, русскому — 24. Из-за этого в России художникам самим пришлось становиться и авторами, и теоретиками. Джеузе хватило находчивости, чтобы разобраться, кто-когда-с-кем-что создал, и аккуратности, чтобы разделить это на этапы. Второй том посвящен десятилетию 1995–2005. Это период, когда видеоарту в России уже не надо было доказывать права на сущест­вование, а у художников появились навыки работы с подвижной картинкой. Даже на Венецианской биеннале в 2005 году Россия была представлена двумя видеоинсталляциями. Работ на выставке больше полусотни. Преобладают одноканальные видео (то есть картинка в них одна). Сократив число видеоинсталляций, ­ку­ратор хотел подчеркнуть, что категория времени для видео важнее пространственной. А время — оно и для зрителя время. Так что для знакомства с классическими видео АЕС+Ф, работой Людмилы Горловой, попавшей на «Манифесту» в 2002 году, или проверки кураторского тезиса о том, что Анна Ермолаева, Виктор Алимпиев и группа «Синий суп» — художники мирового масштаба, зрителю придется потратить не один час. Хотя этот не один час пробежит незаметно.

1
0

Отзывы

7
jk00
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 2
29 марта 2009

В советское время люди не пользовались индивидуальной камерой и видеомагнитофоном просто за их неимением. Соответственно история нашего видеоарта отстает на двадцать с лишнем лет. К счастью, процесс пошел быстрее после перестройки. «История российского видеоарта» - это масштабный проект Антонио Джеуза очень важный для понимания всего современного российского искусства. «Том 1» ввел нас всех в курс дела, показал зарождение и самые первые годы художественного видео в России (1985-1999). Во втором томе представлен период зрелости видеоарта (1995-2005). На третьей выставке в 2010 году мы сможем увидеть самые современные работы (2000-2010). Очень важная особенность видеоарта - это внерыночная форма искусства. Экспозиция включает более 50 работ очень разных по стилистике и мироощущению художников: АЕС + Ф, Виктор Алимпиев, Анна Ермолаева, Коллективные Действия, Виталий Комар и Александр Меламид, Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Синие Носы, Синий Суп, Давид Тер-Оганьян. Не пройдите случайно мимо интригующе гипнотичной работы Павла Пепперштейна – она прячется за шторкой и просмотреть ее могут исключительно лица, достигшие 18 лет. А вот необычную работу Кулика невозможно не заметить, предлагается окунуться в Россию довольно экстравагантным способом – окунуться в нутро коровы.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все