Москва

Выставка
Николай Кириллов

О выставке
  • Николай Кириллов – афиша
  • Николай Кириллов – афиша
  • Николай Кириллов – афиша
  • Николай Кириллов – афиша
  • Николай Кириллов – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
К П
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
11 марта 2009

Полифония символов Николая Кириллова

Петербургский художник Николай Кириллов в последние годы не часто выносит свои произведения на суд зрителя. Однако в этом году на Арт-салоне в ЦДХ живописец проводит юбилейную выставку к своему 50-летию и 30-летию творческой деятельности.
Работы художника разнообразны. В период восьмидесятых он много экспериментирует с формой холста. Пишет на пятиугольных, круглых, куполообразных подрамниках. Беря за основу реальность, Николай Кириллов насыщает ее некими, присущими только автору, значениями и смыслами, использует эффект свечения, идущего ниоткуда, - некого фаворского света, возводящего предмет до значения символа.
В этот период Николаю Кириллову близок символизм. Выступая последователем старых мастеров в скрупулезности живописной технологии, передаче фактуры предметов, он на одном холсте совмещает натюрморт и пейзаж, в чем, безусловно, сказывается его увлеченность сюрреализмом. Неслучайно, что лейтмотивом через все творчество художника проходят ключи – образ, несущий разнообразные смысловые нагрузки.
Символика художника многозначна и многогранна: это и одинокая свеча, и скрипка с диагонально стоящим смычком, подчеркивающим общую устремленность композиции; книжные фолианты, чернильница. Многое свидетельствует о ретроспекции взглядов художника, о том, что именно в далеком прошлом он черпает идеи, вдохновляющие его творчество и призывающие зрителя к размышлению о вечных и сиюминутных ценностях.
1989 год - один из самых плодотворных для художника. Он много экспериментирует с формой, вписывает в формат круга некую абстрактную композицию. В контрастном звучании изумрудно-алых аккордов Красной композиции видятся карточные домики, словно охваченные пламенем.
Картина Дождь (1989), где Зевс в виде золотого дождя обрушивается на Данаю, является хрестоматийной для творчества художника. Тема световых потоков, разрабатываемая живописцем в прошлом столетии, как нельзя лучше накладывается на древнегреческий миф. Наш современник, в отличие от своего великого предшественника, нигде в названиях не дает намека на конкретное событие и предпочитает многозначное истолкование своих полотен: событие не столько конкретно, сколько полифонично и образно.
Мастерски написанные портреты пожилых женщин восходят к традициям, заложенным Рембрандтом.
Близкий по эстетическим воззрениям к кругу ленинградских художников поэтов и музыкантов левого толка, Кириллов использует многие из атрибутов своих предшественников и идейных вдохновителей: это мотив граната, голландских трубок, зеркал и т.д. Продолжая петербургскую изобразительную традицию, художник интересуется полифоничностью смыслов, символическим их наполнением.
Начало 90-х открывает период, который с полным правом можно назвать золотофонным. В Золотых кораблях (1993) разлито золотистое свечение, имеющее мало общего с реальностью. Это некое волшебство, мифотворчество, самобытная фантазия живописца. В Натюрморте со стульями (1999) та же рембрандтовская эманация золотого дождя. Чудесное мифологическое свечение порождено, безусловно, влиянием «Данаи», явлением золотого ангела, его небесным светом. Николай Кириллов усиливает струящиеся световые потоки, делая их композиционными и колористическими центрами картин.
В Дон Кихоте художник обращается к своему оригинальному приему – замене натюрморта старинным городским пейзажем. Ориентируясь на иконописную традицию, берущую свои корни еще в искусстве Древнего Египта, автор показывает величие героя через его размеры, многократно превосходящие непонимающий его город.
Рубежный год двух тысячелетий ознаменован отходом от золотого фона. Пристальное внимание художник начинает уделять фактуре: использует кракелюры для придания архаичности полотну, работает с обратной перспективой.
Стоит сказать, что безусловное влияние на мастера оказала иконописная традиция. Это и золото фона, и обратная перспектива, и разномасштабные изображения предметов на одной картине.
В новом веке живописец работает более раскованно и пленэрно (Пристань, 2006 г.), чего, собственно, и требует тема, к которой он обращается неоднократно. Глядя на пристань сверху, с высоты птичьего полета, художник, помимо композиционных, решает и живописные задачи, работая в декоративном ключе. Этому способствуют контрасты мягкой зелени воды с красными якорями и спасательными кругами.
Маяк (2007) – одна из последних работ. Художник-символист вкладывает в изображение туманного объекта определенные смыслы. Маяк можно рассматривать и как символ одиночества, либо обреченности, а, возможно, стойкости, противостоянию обстоятельствам. В картинах этого направления каждый зритель сможет найти наиболее близкие ему мотивы и домыслить, вслед за автором, значения и сюжеты полотен.
В творчестве художника привлекает, в первую очередь, его способность к размышлению, к поиску новых контекстов и форм в разработке традиционных сюжетов и жанров. Работая на стыке двух тысячелетий, Николай Кириллов впитал в себя многообразие творческих направлений прошлого и сделал шаг в искусство будущего.

Оксана Ермолаева-Вдовенко, искусствовед

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все