Москва
8.2

Выставка
Борис Смелов

Первейший петербургский фотограф конца ХХ века.
  • Борис Смелов – афиша
  • Борис Смелов – афиша
  • Борис Смелов – афиша
  • Борис Смелов – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
15 мая 2009

Авторская печать из семейного собрания, проданного расторопной московской галерее «Партнер проджект». Дальше, внимание, галерейный бизнес в два хода. Выставка в Эрмитаже — раз (локальный авторитет становится официально признанным классиком). Классик у нас, в галерее, — два. Партия. Партнер проджектс. Покупатели, кто застал еще доклассические цены, рукоплещут, зажав в подмышке враз потяжелевшего Смелова.

Матвиенко черкнула несколько прочувствованных строк для великолепной печати каталога — но также посетила вернисаж и даже выступала. Главмитек Шагин, смеловский пасынок, так сказать, пасынок, ибо с отчимом мог бы в принципе учиться в одной школе, Шагин стоял рядом с Матвиенко и улыбался обезоруживающей улыбкой швейцара.

Из трех с чем-то сотен снимков, выкупленных московской галереей, в выставку вошла без малого сотня, выбранная куратором Аркадием Ипполитовым. Само собой Петербург в тонусе «Петербурга Достоевского». Добужинских иллюстраций к оному. Беспробудная хмурь, смурь, крыши и дворы-колодцы и петербургское солнце, не то восходящее, не то наоборот. Позаброшенность коммунально-хозяйственная, возведенная в принцип экзистенциальный.

Одиночество и канун полного пи…ца: наводнение, снимаемое годами с одной-двух-трех выверенных точек — у лестницы на Дворцовой набережной, например, чтобы был вид на стрелку Васильевского, на коронный, то есть, Петербург, эти волны плещутся на трех подряд снимках, будто непрерывная съемка; разница в восемь лет, что ли; коллоидная мокрота никогда еще так не отвечала влажности воздуха, изображаемого над Петербургом-Ленинградом, Ленинградом-Петербургом. Есть и волшебные темы, где Смелов дает скорее Чайковского, не Достоевского: пригородные парки, поистине «где я живу душой»; поздние эксперименты с инфракрасной пленкой, когда зеленая листва начинает светиться безумно белым светом, когда невозможно не сослаться на оптику человека выпившего, средь бела дня ошеломленного белизной этого дня и света. Но общий тон все-таки подкопченно-черно-белый. Которого, сознаемся, теперь все же нет. Не то чтобы коммунальщики стали лучше, но город другой.

То, что было для Смелова натурой, нынешним наблюдателям достается на фотографиях. Чуть не на открытках («чуть», потому что все-таки Смелов на открытках стал бы совсем Добужинский). Причем чтобы необязательно смеловской съемки. Места, что он снимал, стали поистине общим местом; теперь все как Смелов; теперь это заурядно — ностальгия по Ленинграду-Петербургу, все-таки Ленинграду; хотя в ленинградские времена Смелова для Смелова это был всегда Петербург, никогда не Ленинград. Уж ни в коем случае не Питер. Зацикленный по-семидесятническому на Достоевском, свой «Петербург Достоевского» он нашел; за этой прелестью пошли много кто. В честь Смелова теперь надо бы делать оммаж, собирая всех, у кого «как Смелов», — много у кого; да чуть не все; но московской галерее это ведь по барабану. Ведь у нее — Смелов.

2
0

Отзывы

9
Варвара
11 отзывов, 13 оценок, рейтинг 9
16 мая 2009
Фотограф - художник

Эмоции захлестывают... Разные эмоции.
После посещения этой прекрасной, чудесной, неимоверно чувственной выставки, понимаешь ,что мирвсе же прекрасен, и ты начал это забывать ишь по тому,что ты немного устал от работы, учебы и городской суеты.

Смелов - питерский фотограф. Есть в его коллекции фотографии как "стандарты", которые есть у каждого в своем фотоальбоме ,но есть и гениальные, как львиный мостик в полнолуние, мраморные скульптуры... Постановочные фотографии хороши так же. Например "Мальчик в лилиях" моментально вызвал улыбку и восторг перед этим маленьким, улыбающимся человечком!!! И около минуты я просто стояла перед фотографией и улыбалась) и сейчас, вспоминая ее, становится легче и проще.

Интересны портреты людей, города, автопортреты. Здорово! Что я могу еще сказать!!!Ни сколько не пожалела времени на поход, и готова сходить еще раз или пару раз,если найду хорошую компанию)

2
0
9
Пользователь Афиши №536816
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
31 мая 2009

Стартовала ретроспектива фотографий Бориса Смелова. Место действия – уже конечно не библиотека, как в случае Штудий, а сам Эрмитаж, его главный штаб. И место Бориса достойно, и Борис места достоин. Ретроспектива проводится в рамках проекта 20-21, посвященному современному искусству. В этом случае акцент на цифру 20, то есть двадцатый век, запечатленный Смеловым в вечности. Что можно сказать о личности и творчестве фотографа, чтоб не оказаться банальным? Не повторять в который раз: лучший, мастер, классик, живая легенда, равный Бродскому. Хочется отметить удивительную способность Смелова передавать время в масштабах эпохи. Это показатель степени одаренности автора. На его фотографиях Петербург Достоевского – тот самый - отражается в повседневности: архитектуре, лицах людей, предметах быта. Живое и неживое, скульптуры и люди, птицы и крыши, насекомые и вещи - удивительным образом взаимодействуют. В этом взаимодействии заключается секрет Смелова, причина по которой в его фотографии можно всматриваться бесконечно. Здесь хотелось бы остановиться и обойтись рекомендацией выбрать свободный день для неспешного осмотра выставки. К тому же, в ближайшие несколько лет вряд ли представиться подобная возможность.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все