Если кто хотел женщин, притом чтобы не просто так, — вот ему «Женщины в актуальном искусстве». Значительнейшие петербургские художницы возрастом от Елены Фигуриной до Ирины Дрозд. Дорогие. Любимые. Единственные, других нет. Татьяна Подмаркова — небось с неоклассикой; Маня Алексеева — хорошо бы с коробочками; Вика Ильюшкина — с наушниками сто пудов; Белла — ух; Олечка — ох; Ирочка, еще Ирочка и еще — ой, нет, это Ирена! — Желудь, Тобрелутс и Рудьева-Рязанцева: собрать, как выясняется, можно. Единственный критерий — известно что.
В канун международного женского дня актуальные питерские художницы решили напомнить о своей гендерной самоидентификации и объединились для показа новых работ. Сомнения в легитимности женского присутствия в искусстве сегодня могут возникнуть разве что в голове последнего шовиниста. Но почему-то идея выставки, объединяющей женщин-художников не кажется такой уж дикой, как если бы мы представили себе выставку под названием «Мужчины в актуальном искусстве». Думается, дело здесь в том, что объединение по гендерному признаку – это вообще давнишняя и вынужденная мера женщин в борьбе за свою эмансипацию (кое-где еще продолжающуюся, кстати). Вот и за избавление от «унизительного» суффикса «ица» в слове художник (то беж за выход из периферии культурного пространства), женщина боролась почти весь XX век. Боролась и, в конце концов, победила. А после победы, как это обычно и бывает, выстраданное право превращается в приятную привилегию, которой нет, да и хочется иногда воспользоваться. Ну что же – мы только за.