Выставки Москвы

Выставка Александр Шумов, Виктор Рибас, Серж Головач
21 февраля – 15 марта 2009

0

Отзывы пользователей о выставке «Александр Шумов, Виктор Рибас, Серж Головач»

Фото victor ribas
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
0
9

В Московском музее современного искусства на Тверском бульваре, 9 в конце февраля открылась уж слишком нетипичная для московской арт-сцены выставка “Техники экстаза”. Без иронической постмодернистской искорки, без ремесленического самолюбования мастерства художников, без неловкого эпатажа. Авторы выставки, коих несколько – Александр Шумов, Виктор Рибас и Серж Головач, - представили на суд зрителей несколько экспериментальных визуальных техник, полноценно раскрывающих тему, вынесенную в название выставки. Но вернее было бы сказать, что выразительные средства этих техник слишком экспрессивны для описания всего другого, что выходит за рамки эмоциональной сферы человека, обозначаемой художниками, как экстаз. Может быть, поэтому, обычно мало затрагивающие зрителя сюжетные коллизии, облаченные в некоторую пафосную форму группой SUPREMUS, имеют, судя по реакциям посетителей музея, сильный ответный резонанс. Человек с его страстями и переживаниями на фотографиях Виктора Рибаса выглядит обобщенно и по-хорошему схематично, как уникальный механизм на чертеже – вот портрет в профиль, вот человек с телефоном, пересекаемый косыми лучами света, вот печальный портрет с капающим как слезы светом, вот человек, перечерченный лазерными лучами, как на школьной тетрадке в клетку. Йоги в типических позах, совершенствующие свой внутренний мир и утихомириваюшие свои страсти, мальчишки – скейт - и – сноубордисты, гордящиеся своим физическим совершенством, диджей, голова которого пронизана параллелями и меридианами силовых линий музыки – Рибас называет разработанную им технику – фрактальный абстрактный портрет.
Александр Шумов, в совершенстве владеющий секретами супрематизма, окружает зрителя атмосферой экстатического удовольствия, созданной им вибрациями больших цветовых полей – красного и белого на его огромных – 3 на 2 метра – акриловых полотнах. Азартная игра взаимодействия смыслов и образов возникает у зрителей, разгадавших визуальный код фрактальных абстракций Шумова. Первоначальное впечатление – это несуществующие иероглифы, математические узоры, знаки – перерастает в понимание и принятие пластики нового языка, несущего и что-то новое. Узнать же, что взял за основу автор этих абстракций, можно лишь опустившись на колени перед ними, совершив, таким образом, поклонение новой изобразительной манере – этикетки с названиями работ размещены всего в десяти сантиметрах от пола.
Фирменный знак Александра Шумова – инсталляция. На этот раз инсталляция посвящена памяти Казимира Севериновича Малевича, в канун дня рождения которого и была открыта выставка группы Супремус. Являясь по своей сути, держателем ключей супрематизма, Александр Шумов, как наиболее глубокий исследователь творчества русских супрематистов, на этой выставке раскрылся как их творческий наследник. Идеолог группы Супремус – а её нельзя назвать новой или другой, потому что созданная Малевичем группа как проект не состоялась, Александр Шумов привлёк для её деятельного существования современных художников, отвечающих, по его мнению, главным требованиям супрематизма, таким, как работа с простыми формами и преувеличенное возвышение роли цвета над другими элементами композиции.
Серж Головач использовал в своей экспозиции чёрно-белые фотографии, снятые им в технике фрактальной абстракции, когда движение человеческого тела в танце при съемке экспонируется долгое время, чтобы получить фрактальный слепок рисунка балета, например. Своеобразная формула танца, ставшего благодаря этой технике очязаемым, отчётливо отпечатывается на фотобумаге среди нежных очертаний размытых движением тел артистов балета Trocadero (Montecarlo).

Присутствовавший на открытии выставки признанный мэтр актуального искусства Олег Кулик заявил на пресс-конференции свою поддержку творческим принципам группы СУПРЕМУС, например, такому, как атмосферность. Он отметил, что современный зритель нуждается в особом отношении, которое не может обеспечить ни одно, даже самое интереснейшее, произведение искусства. И только принципы пространственной литургии – жанра, открытого Куликом и успешно опробованного им на проектах ВЕРЮ, OLEGKULIK, - способны удовлетворить требовательного зрителя.
На открытии также выступил Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства, который отметил оригинальность экспозиции и новаторские техники художников группы SUPREMUS.


0

Галерея