К выставке «Ленин — от А до Я», посвященной многообразию ленинской иконографии, на историческом балконе особняка Кшесинской, в 1917 году служившем трибуной то Ленину, то Троцкому, в конце января появится фигура неопределенных очертаний — произведение группы «33+1» под названием «Новый оратор». Судя по эскизу (www.33plus1.ru), напоминать будет привидение, которому вместо белого савана достался пестрый азиатский халат. Группа «33+1», по-своему успешно осваивающая жанр site-specific art, нынче смиренно зарабатывает разнообразным дизайном интерьера и экстерьера по заказу муниципалитетов и частных лиц — оживлением брандмауэров, декорированием кафе, бутиков и детских площадок, — но в воображении группа всегда лелеет искусство более активное, острое и броское, как вот ленинские речи, — а сувенирная выставка в Музее политической истории чем для «33+1» не повод?
Если бы выставка «Ленин – от А до Я» проходила в какой-нибудь модной галерее – ее можно было бы счесть за очередную попытку обыграть уже донельзя затертый миф о вожде. Но стены Музея политической истории России настолько аполитичны, что любой миф, оказываясь внутри них, превращается в фактографию самого себя. Такой подход к экспонированию наиболее верный, так как дает нам возможность, наконец, разглядеть за самодовлеющим образом собственную историю. Миф о вожде, изъятый из реальности, уносит с собой и любовь с ненавистью, делая нас беспристрастными наблюдателями своей визуальной трансформации – от сотворения до развенчания. Первые прижизненные рисунки, созданные соратниками Ильича, оригинальные и тиражированные плакаты, скульптура, графика, фотографии, значки, марки, денежные знаки – широта художественных решений отвечает тотальности проникновения идеологии в жизнь. Есть в этой ретроспекции и футуристический взгляд: на балконе особняка Кшесинской, где Ленин в 1917 году выступал с тезисами новой жизни, размещена инсталляция Павла Шугурова под названием «Новый оратор» - фигура без пола, идеологии, возраста, нации.
Это когда берешь какое-то слово и повторяешь его много раз подряд. Оно разворачивается по слогам и буквам, теряет свой первоначальный смысл и приобретает какой-то новый, поворачивается другими сторонами. Похожее - здесь, с Лениным. Попробуйте.
ЗЫ: К "ленинской комнате" в конце выставки это не относится, туда можно вообще не заходить, разве что вам доставляют удовольствие дурацкие интерпретации паразитов от современного искусства.