Москва
8

Выставка
Юрий Рост

Групповой фотопортрет жителей бывшего СССР.
  • Юрий Рост – афиша
  • Юрий Рост – афиша
  • Юрий Рост – афиша
  • Юрий Рост – афиша
  • Юрий Рост – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
20 января 2009
Групповой портрет жителей бывшего СССР

Юрий Рост — человек открытый, вся жизнь на ладони. Вот биография: ­ро­дился в 1939-м в Киеве, учился там же в Физкультурном институте, носил уз­кие брюки, читал самиздат, слушал джаз. Переехал в Питер, учился на журфаке. Изобрел жанр газетной притчи. Был ­специальным корреспондентом «Ком­сомольской правды», обозревателем и фотокорреспондентом еженедельника «Литературная газета» — между прочим, одним из самых важных фотокорреспондентов СССР. Снимал Раневскую, Фрейнд­лих, Параджанова, Уланову, академика Ли­хачева и академика Сахарова, даже с Горбачевым был на короткой ноге. Сделал портрет Картье-Брессона и попал к нему на парижскую выставку («Выбор Брессона») с фотокарточкой про одиннадцать братьев, которые выжили на войне. Вел программу на НТВ — «Конюшня Роста», писал книжки и даже снимался в кино. Сейчас сотрудник «Новой газеты».

В прошлом году у Роста вышла книга «Групповой портрет на фоне века» — теперь открывается одноименная выставка в Манеже. Портреты на фоне домашних библиотек, письменных столов и голых стен, пейзажи с крохотными людьми — все без исключения черно-белые, все без исключения прямые и честные. С большой буквы и с жирной точкой после каждого снимка — момент пойман, история закончена, автор самоликвидировался. Зритель, расхлебывай. Это и есть жанр ростовской притчи. Складно и ладно, всегда с неожиданным поворотом, непредсказуемым сюжетным ходом. Взять, к примеру, снимок «Свинарки». Что в нем? Три бабы с молочными поросятами на руках. Две из них — Фрося Воронова и Люба Пересыпкина — смотрят прямо, добро так, хорошо смотрят, но третья — Нина Гавриловская — грустит и уставилась в землю. И как-то неудобно зрителю становится от этой Нины, ежится он и завидует поросенку, согретому большими рабочими ладонями. А Росту того и надо. «Никакая добрая к народу власть не возьмет вас на руки… Не больно вы ей нужны… У них свои свинарники, сухие, светлые, с хорошей акустикой, и свиньи в них обретаются — не чета вашим», — говорит он в сопроводительном тексте. Текстом Рост ­сопровождает все свои снимки — за каждым из них история. Потому что, наследуя Брессону, Рост в фотографии — гуманист, человеколюб и певец простой жизни. Портреты у него — зачастую как на паспорт: сдержанные, в лоб, с прямым взглядом. Но выбранные герои таковы, что на паспорт не умеют — распереживались, разоткровенничались, смутились и вывалили на зрителя всю душевную подноготную. Самое время рассказать о них притчу с какой-нибудь подходя­щей к месту моралью.

3
0

Отзывы

9
Александр Юрьевич
39 отзывов, 43 оценки, рейтинг 90
17 февраля 2009
Сходите! Обязательно сходите!

Посреди сырой и унылой Москвы, в феврале, врятли где то еще вы найдете столько позитива в одном зале. И столько человекалюбия, редкого для нашего времени. Самое главное в этой выставке - это связь фотографий и мыслей, которые возможно даже более важны чем сами фотографии. Поэтому не забудьте очки (а то мучаться вам, как мне), потому что читать надо будет много.

3
0
9
Ирина Никишина
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 4
28 января 2009

Все-таки есть какая-то особая, магическая сила в черно-белой фотографии. Никаких ярких красок. Никаких полутонов и оттенков. Зато огромное пространство для собственных раздумий, размышлений, а порой и фантазий. Каждая фотография Роста - целая история отдельно взятой жизни с ее личной трагедией, нежданной радостью, необъяснимым витком судьбы. Все очень честно. Без лишнего пафоса и прикрас. Портреты известных режиссеров и балерин бок о бок с портретами доярок и ткачих. И практически невозможно решить кто из них в этот момент прекраснее: величественная Галина Уланова, пребывающая в гордом молчании под огромной люстрой Большого Театра, или хитро прищурившаяся баба Ганя, не менее грациозно восседающая за ободранным столом своего деревенского дома. Большинство из них уже ушли в мир иной, но на фотографиях они трогательные, смешные, грустные, ранимые... Одним словом, живые. В этом, наверное, и заключается фантастический профессионализм Роста. Рядом их уже нет, а посмотришь на задумчивого Окуджаву и вот, кажется, что он опять с нами.

2
0
9
Алина Елизарова
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 1
11 февраля 2009

Кто-то говорит, что не понимает что такого в фотографии,картина- это искусство, а фото-нет!согласна, не все фото можно назвать искусством!!! даже те, которые выставляются... но надо сходить на эту выставку и понять, что их( ТеСамыеФотографии) иначе не назвать! в том то и дело, что они как картины, но в них больше души! Больше динамики... когда художник пишет картину, все меняется...нично не статично! тем более человек...а в фото, все иначе! один момент, всего лишь миг, и он запечетлен навсегда.... не важно, что человек, заснятый на пленку плакал или смеялся, эти чувства прошли и он может не вспомнить даже причину их возникновеня, но кадр будет помнить его именно таким и покажет именно такое чувство...
Кстати, фото сделаны с такой душой, мастерством, чуткостью, что не понимаешь, как вообще Он смог все это снять? И еще, может быть не всегда интересно смотреть на фото, где стоит дата, место,имя героя, но на этой выставке для каждого изображения есть комментарий, маленькая история, связывающая людей в кадре и человека за ним... что-то очень смешно, что-то грусно... люди, в зале смеялись и плакали, задумывались, что-то сравнивали, сопережевали, наслаждались...как и я!

1
0
9
Ленка Мишина
3 отзыва, 7 оценок, рейтинг 7
6 февраля 2009

Юрий Рост - гений! Удивительный человек, который изобрел новый жанр - черно-белая фотография и рассказ, сопровождающий её...или же наоборот: рассказ, сопровождающий фотографию. В любом случае - это новый вид искусства. Простые, забавные, грустные и смешные фотографии, трогающие самые потаенные струны души рассказы....история о четырех девушках-колхозницах в годы войны....читала её несколько раз, и на глаза наворачивались искренние слезы, слезы печали и умиления. Автор так умело писал о каком-то, казалось бы, незначительном событии,например, о том, что баба Маша ставит самовар, или же у маленькой девочки выпал зуб... но это так трогает за душу, заставляет смотреть на фотографию,заставляет забыть о каких-то своих проблемах насущных и думать только об этой маленькой девочке и её больном зубе. На каждой фотографии не лицо, фигура, какие-то остановленные на миг действия, а душа человека, душа и характер, вся жизнь как на ладони. Следует обратить внимание ещё и на то, какая гениальная постановка у этих фотографий - например, снимок, где девушка держит зеркало, а в нем отражается её любимый человек, а на заднем плане, как бы сквозь эту девушку, растет дерево. Таким образом, Юрий Рост показал вечную любоь и верность этой пары...И ещё очень и очень много таких моментов. Сходите. Вчитайтесь. Всмотритесь.Не пожалеете.

1
0
7
gliudza Gliudza
9 отзывов, 11 оценок, рейтинг 9
13 марта 2009

Репортажная фотография привлекательна неповторимостью момента, роднящей ее с сутью самой жизни, ощущение которой неуловимо. Также как ребенку не остаться в своем детстве, автору не прожить ни одну фотографию снова. Живопись можно переписать, статью – отредактировать; удачная фотография или случилась – или нет. Акциденция интересна сама по себе, как острая частность, на которую у фотографа есть шанс среагировать только однажды. Из кусочков возникает целостность, детали поясняют общее, трогательные частности на выставке Юрия Роста складывают основное впечатление от экспозиции.
Каждая фотография существует вместе с объемным текстовым сообщением, напоминая при этом журнальный разворот со своей информативной и иллюстративной частью. Можно вчитываться — можно просто листать картинки: Лихачев, Сахаров, Ахмадуллина, Капица, Раневская, Норштейн - они как галерея лиц ушедшего века.
Портрет Картье Брессона, совсем старого, сделанный почти на ходу. Фотография смазана, мимолетна и пуста, что выраженно подчеркивает - доставать фотоаппарат в присутствии этого человека было бессмысленно.
Серия фоторабот «Пушкина нет дома» снята в ночной квартире поэта в Петербурге и наделена потрясающе задумчивым настроением: одинокие свечи, замкнутые двери, пустые столы, ровно выстроенные стулья. Сухая симметрия — свидетельствует о достопочтенной безжизненности. Кажется удивительным, присутствие самого фотографа в этих пустых интерьерах.
Интересно, что в начале осмотра экспозиции, висит портрет Юрия Роста – в технике карандашного рисунка, сделанный Борисом Жутовским, который в свою очередь, встречается среди героев фотографий.
Очень странно появление абстрактно красивых природных зарисовок, которые совершенно не способствуют целостности образа выставки. Пейзажно-фактурные истории лежат в другой плоскости относительно общей темы человеческой личности и частной конкретики. Однако мимо некоторых работ едва ли возможно пройти равнодушно. Масса исландского песка настолько объемна, что начинает напоминать разрез толщи черной воды. Крупинки как мелкие пузыри, изогнутые линии заносов — спешащие волны. Огромная вертикальная фотография настолько великолепна в своей невозможности, что мое сознание соглашается воспринимать ее лишь в качестве коллажа из трех разных снимков, на который последним акцентом брошен красный дом, очень характерной архитектуры. Тихое созерцательное настроение кадра так и просит того, чтоб из угла фотографии вылетела чернеющая воронка техасского смерча, чтоб унести этот дом неведомо куда вместе с наверняка живущей там Элле.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все