ВыставкиМосквы

Выставка Юрий Рост, Москва

Московский дом фотографии, 22 января – 22 февраля 2009
8.2
оценить

Групповой фотопортрет жителей бывшего СССР.

Место проведения

Московский дом фотографии

7.9
За более чем десятилетнюю историю существования музея под руководством Ольги Свибловой была собрана внушительная коллекция современной и классической фотографии. Собственной площадки у музея сейчас нет, так как старое здание на Остоженке находится на реставрации. Периодически организованные МДФ выставки проходят в Манеже и на других площадках. Среди постоянных проектов музея; проходящий раз в два года фестиваль «Мода и стиль в фотографии» и (с той же периодичностью) Московская фотобиеннале.
телефон +7 (495) 637 11 00
адрес
подробнее
цена Вход 20–250 р.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
455
оценок:
207
рейтинг:
566

Групповой портрет жителей бывшего СССР

Юрий Рост — человек открытый, вся жизнь на ладони. Вот биография: ­ро­дился в 1939-м в Киеве, учился там же в Физкультурном институте, носил уз­кие брюки, читал самиздат, слушал джаз. Переехал в Питер, учился на журфаке. Изобрел жанр газетной притчи. Был ­специальным корреспондентом «Ком­сомольской правды», обозревателем и фотокорреспондентом еженедельника «Литературная газета» — между прочим, одним из самых важных фотокорреспондентов СССР. Снимал Раневскую, Фрейнд­лих, Параджанова, Уланову, академика Ли­хачева и академика Сахарова, даже с Горбачевым был на короткой ноге. Сделал портрет Картье-Брессона и попал к нему на парижскую выставку («Выбор Брессона») с фотокарточкой про одиннадцать братьев, которые выжили на войне. Вел программу на НТВ — «Конюшня Роста», писал книжки и даже снимался в кино. Сейчас сотрудник «Новой газеты».

В прошлом году у Роста вышла книга «Групповой портрет на фоне века» — теперь открывается одноименная выставка в Манеже. Портреты на фоне домашних библиотек, письменных столов и голых стен, пейзажи с крохотными людьми — все без исключения черно-белые, все без исключения прямые и честные. С большой буквы и с жирной точкой после каждого снимка — момент пойман, история закончена, автор самоликвидировался. Зритель, расхлебывай. Это и есть жанр ростовской притчи. Складно и ладно, всегда с неожиданным поворотом, непредсказуемым сюжетным ходом. Взять, к примеру, снимок «Свинарки». Что в нем? Три бабы с молочными поросятами на руках. Две из них — Фрося Воронова и Люба Пересыпкина — смотрят прямо, добро так, хорошо смотрят, но третья — Нина Гавриловская — грустит и уставилась в землю. И как-то неудобно зрителю становится от этой Нины, ежится он и завидует поросенку, согретому большими рабочими ладонями. А Росту того и надо. «Никакая добрая к народу власть не возьмет вас на руки… Не больно вы ей нужны… У них свои свинарники, сухие, светлые, с хорошей акустикой, и свиньи в них обретаются — не чета вашим», — говорит он в сопроводительном тексте. Текстом Рост ­сопровождает все свои снимки — за каждым из них история. Потому что, наследуя Брессону, Рост в фотографии — гуманист, человеколюб и певец простой жизни. Портреты у него — зачастую как на паспорт: сдержанные, в лоб, с прямым взглядом. Но выбранные герои таковы, что на паспорт не умеют — распереживались, разоткровенничались, смутились и вывалили на зрителя всю душевную подноготную. Самое время рассказать о них притчу с какой-нибудь подходя­щей к месту моралью.

3

Отзывы пользователей о выставке «Юрий Рост»

Фото Александр Юрьевич
отзывы:
39
оценок:
43
рейтинг:
92
9

Сходите! Обязательно сходите! Посреди сырой и унылой Москвы, в феврале, врятли где то еще вы найдете столько позитива в одном зале. И столько человекалюбия, редкого для нашего времени. Самое главное в этой выставке - это связь фотографий и мыслей, которые возможно даже более важны чем сами фотографии. Поэтому не забудьте очки (а то мучаться вам, как мне), потому что читать надо будет много.

3
Фото Ирина Никишина
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4
9

Все-таки есть какая-то особая, магическая сила в черно-белой фотографии. Никаких ярких красок. Никаких полутонов и оттенков. Зато огромное пространство для собственных раздумий, размышлений, а порой и фантазий. Каждая фотография Роста - целая история отдельно взятой жизни с ее личной трагедией, нежданной радостью, необъяснимым витком судьбы. Все очень честно. Без лишнего пафоса и прикрас. Портреты известных режиссеров и балерин бок о бок с портретами доярок и ткачих. И практически невозможно решить кто из них в этот момент прекраснее: величественная Галина Уланова, пребывающая в гордом молчании под огромной люстрой Большого Театра, или хитро прищурившаяся баба Ганя, не менее грациозно восседающая за ободранным столом своего деревенского дома. Большинство из них уже ушли в мир иной, но на фотографиях они трогательные, смешные, грустные, ранимые... Одним словом, живые. В этом, наверное, и заключается фантастический профессионализм Роста. Рядом их уже нет, а посмотришь на задумчивого Окуджаву и вот, кажется, что он опять с нами.

2
Фото Алина  Елизарова
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
1
9

Кто-то говорит, что не понимает что такого в фотографии,картина- это искусство, а фото-нет!согласна, не все фото можно назвать искусством!!! даже те, которые выставляются... но надо сходить на эту выставку и понять, что их( ТеСамыеФотографии) иначе не назвать! в том то и дело, что они как картины, но в них больше души! Больше динамики... когда художник пишет картину, все меняется...нично не статично! тем более человек...а в фото, все иначе! один момент, всего лишь миг, и он запечетлен навсегда.... не важно, что человек, заснятый на пленку плакал или смеялся, эти чувства прошли и он может не вспомнить даже причину их возникновеня, но кадр будет помнить его именно таким и покажет именно такое чувство...
Кстати, фото сделаны с такой душой, мастерством, чуткостью, что не понимаешь, как вообще Он смог все это снять? И еще, может быть не всегда интересно смотреть на фото, где стоит дата, место,имя героя, но на этой выставке для каждого изображения есть комментарий, маленькая история, связывающая людей в кадре и человека за ним... что-то очень смешно, что-то грусно... люди, в зале смеялись и плакали, задумывались, что-то сравнивали, сопережевали, наслаждались...как и я!

1
Фото Ленка Мишина
отзывы:
3
оценок:
7
рейтинг:
7
9

Юрий Рост - гений! Удивительный человек, который изобрел новый жанр - черно-белая фотография и рассказ, сопровождающий её...или же наоборот: рассказ, сопровождающий фотографию. В любом случае - это новый вид искусства. Простые, забавные, грустные и смешные фотографии, трогающие самые потаенные струны души рассказы....история о четырех девушках-колхозницах в годы войны....читала её несколько раз, и на глаза наворачивались искренние слезы, слезы печали и умиления. Автор так умело писал о каком-то, казалось бы, незначительном событии,например, о том, что баба Маша ставит самовар, или же у маленькой девочки выпал зуб... но это так трогает за душу, заставляет смотреть на фотографию,заставляет забыть о каких-то своих проблемах насущных и думать только об этой маленькой девочке и её больном зубе. На каждой фотографии не лицо, фигура, какие-то остановленные на миг действия, а душа человека, душа и характер, вся жизнь как на ладони. Следует обратить внимание ещё и на то, какая гениальная постановка у этих фотографий - например, снимок, где девушка держит зеркало, а в нем отражается её любимый человек, а на заднем плане, как бы сквозь эту девушку, растет дерево. Таким образом, Юрий Рост показал вечную любоь и верность этой пары...И ещё очень и очень много таких моментов. Сходите. Вчитайтесь. Всмотритесь.Не пожалеете.

1
Фото gliudza Gliudza
отзывы:
9
оценок:
11
рейтинг:
9
7

Репортажная фотография привлекательна неповторимостью момента, роднящей ее с сутью самой жизни, ощущение которой неуловимо. Также как ребенку не остаться в своем детстве, автору не прожить ни одну фотографию снова. Живопись можно переписать, статью – отредактировать; удачная фотография или случилась – или нет. Акциденция интересна сама по себе, как острая частность, на которую у фотографа есть шанс среагировать только однажды. Из кусочков возникает целостность, детали поясняют общее, трогательные частности на выставке Юрия Роста складывают основное впечатление от экспозиции.
Каждая фотография существует вместе с объемным текстовым сообщением, напоминая при этом журнальный разворот со своей информативной и иллюстративной частью. Можно вчитываться — можно просто листать картинки: Лихачев, Сахаров, Ахмадуллина, Капица, Раневская, Норштейн - они как галерея лиц ушедшего века.
Портрет Картье Брессона, совсем старого, сделанный почти на ходу. Фотография смазана, мимолетна и пуста, что выраженно подчеркивает - доставать фотоаппарат в присутствии этого человека было бессмысленно.
Серия фоторабот «Пушкина нет дома» снята в ночной квартире поэта в Петербурге и наделена потрясающе задумчивым настроением: одинокие свечи, замкнутые двери, пустые столы, ровно выстроенные стулья. Сухая симметрия — свидетельствует о достопочтенной безжизненности. Кажется удивительным, присутствие самого фотографа в этих пустых интерьерах.
Интересно, что в начале осмотра экспозиции, висит портрет Юрия Роста – в технике карандашного рисунка, сделанный Борисом Жутовским, который в свою очередь, встречается среди героев фотографий.
Очень странно появление абстрактно красивых природных зарисовок, которые совершенно не способствуют целостности образа выставки. Пейзажно-фактурные истории лежат в другой плоскости относительно общей темы человеческой личности и частной конкретики. Однако мимо некоторых работ едва ли возможно пройти равнодушно. Масса исландского песка настолько объемна, что начинает напоминать разрез толщи черной воды. Крупинки как мелкие пузыри, изогнутые линии заносов — спешащие волны. Огромная вертикальная фотография настолько великолепна в своей невозможности, что мое сознание соглашается воспринимать ее лишь в качестве коллажа из трех разных снимков, на который последним акцентом брошен красный дом, очень характерной архитектуры. Тихое созерцательное настроение кадра так и просит того, чтоб из угла фотографии вылетела чернеющая воронка техасского смерча, чтоб унести этот дом неведомо куда вместе с наверняка живущей там Элле.

0

Галерея