Александр Данилов — главный апологет авангардного искусства в Челябинске. Его выставка «TV» призвана выразить отношение автора к телевизионному миру и самой идее культа медийности, к их общей непоследовательности и бесцельности. Вниманию
зрителя предлагаются инсталляции (из раскрашенных стульев и цветного скотча), видеоарт, книга художника и комиксы, на которых публичные персоны (от Дэвида Линча до Михаила Саакашвили), любуются собой на фоне голубых экранов.
Графика, Инсталляция |
Цель выставки сформулирована в аннотации к ней. Она сугубо антимедийная. «Данилов рассматривает феномен виртуального мира телевидения, заменившего большому количеству людей их собственную жизнь переживаниями эрзац-существования медийных героев новостей, реалити-шоу, телесериалов».
Выразить отношение художника к телевизионному миру призваны инсталляция (из раскрашенных стульев и цветного скотча), видеоарт (20-серийный видеокомикс из новостей, программ развлекательных шоу, снятых художником на камеру и смонтированный в абсурдной раскадровке), книга художника (её структуру образуют реальные тексты новостей за последние 4 месяца 2008 года, ситуативные рисунки) и комиксы. Комиксы, оформлены в виде картин рисованных фломастером. Это, как опять же говорит аннотация, связано с тем, что Данилов специально выбирает близкую по стилистике форму комикса с его «простым», доходчивым рисунками.
На этих рисунках, к слову, изображены телезрители в разной степени деградации. Люди сидят, едят перед «ящиком» в разных позах, спят с ним. От кого-то остаётся только оболочка. От, кого-то лишь очки. Есть люди с надувными шарами вместо головы (они, по всей видимости, рано или поздно должны лопнуть), есть ядерный взрыв (видимо, изображающий взрыв сознания), есть даже телевизор, смотрящий телевизор. Среди всего этого гротеска и абсурда также выделяются разные публичные персоны (президент Грузии Михаил Саакавшвили, кинорежиссёр Дэвид Линч и ,кажется, бывший глава США Джордж Буш-мл.), которые преодолевания границы «голубого» экрана смотрят друг на друга или на себя в телевизоре.
И всё это выполнено в таких ярких тонах (с большим использованием красного и других цветов), что от растерянности даже открываешь рот. Казалось бы, серьёзность поднятой темы должна нагнетать мрак. Но, нет. Этот мир лично у меня вызвал скорее улыбку, чем тревожное переживание за судьбу нашей цивилизации.
Да, действительно, телевидение засоряет мозг. Но не меньше мозг засоряет интернет и прочие чисто человеческие развлечения. К тому же, поместить на одну из картин фигуру Дэвида Линча мне кажется жутким кощунством. Так как, как раз этот режиссёр в своё время перевернул сериальную индустрию, превратив, собственно, телесериал (на примере «Твин Пикса») в искусство.
Поэтому по некоторым вопросом с Даниловым можно поспорить. Например, когда я покинул выставку на выходе с пламенной речью меня огорошила гардеробщица с горящими глазами:
- Вы на Данилове были? Знаете, говорят у него жена и дочь телевизор часто смотрят. Вот он так решил отыграться. А я думаю, что телевизор не такое уж и зло. Надо просто не мыльные оперы смотреть, а образовательные передачи. У нас, кстати, в феврале переэкспозиция будет. Приходите.