Гигантские лица сменяют друг друга в пластиковом лайтбоксе, из их ртов периодически выплескивается самая настоящая вода — это в Чикаго. Бронзовый человек сидит на пригорке, притянув к себе ноги, между которыми растет живое дерево, — это в Москве. Cтекло, искусственная смола, кажущиеся восковыми женские лица, поверх которых наискось алеют надписи «Shostakovich» или «Tchaikovsky», — это тоже теперь Москва. Скульптура ли это, архитектура, а быть может, инсталляция — любые домыслы возможны, все интерпретации годятся. Хотя сам испанец Жауме Пленса (все вышеперечисленное — его работы) провозглашает себя скульптором. Справедливости ради, скульптором в классическом понимании этого слова он и был еще в 90-е. Тогда он ваял человеческие тела, как завещали античные мастера, из камня и бронзы. Затем это занятие ему наскучило, Пленса почувствовал себя чуточку сюрреалистом, немножко концептуалистом и совсем капельку моралистом и начал создавать собственно то, что теперь показывают в московской галерее немца Фолькера Диля.
Есть в этих скрюченных людях что-то от ажурных скульптур британца Энтони Гормли — похожи позы и настроение. Оба скульптора работают с человеческим телом — только Гормли интересует само тело, материал, масштабы, его место в окружающей среде, отношение/соотношение с архитектурой, в то время как Пленса — романтик, по старинке задумывающийся о высоких аспектах человеческого бытия, о космосе и месте человека в нем. Пленса прислушивается к окружающим звукам и словам, выхватывает из них самые поэтичные (вроде имен классических композиторов) и пишет их на телах своих героев или вообще использует буквы как форму, основной изобразительный материал.
Пленсе 50, его почерк узнаваем издали, и вовсе не из-за масштабов произведений (хотя они, как правило, великие). Медитативные скульптуры, инсталлированные в реальный ландшафт, и странные рисунки с белоснежными лицами неизменно постулируют одухотворенность человека (с точки зрения смысла) и достоинства простой и легко считываемой изобразительности (с точки зрения мастерства).
Если честно, то не впечатлило. Я рассчитывала на приятно брождение среди скульптур и деревьев, обдумывая смысл того, что хотел сказать и показать этим автор, как минимум минут на сорок. Дорога до выставки занимает не более 20 минут быстрым шагом. Доброжелательный охранник, сразу посоветовал мне прочесть информацию об авторе. На первом этаже статуи в виде сидящих мужчин, на горках посыпанных черноземом (я проверяла), с улыбками на лице и с проростающим деревом по центру. Мне кажется основной смысл, все таки в том что все слова, мысли и поступки, всегда ведут к рождению нового, созданию своего мира, созерцанию. О смысле того, что находится на втором этаже, до которого надо добраться по маленьким деревяным ступенькам, не могу сказать ничего. Овальные лица, с надписями SADISM, и подписями с именами великих композиторов и т.д., одна и з которых очень небрежно валялась на полу. Из посетителей в основном влюбленные парочки, что примечательно молодые люди с большим интересом вчитывались в рецензии автора и разглядывали картины. А сопровождающие их девушки с недовольными лицами и надутыми губками, держали их за руки и оглядывалиь по сторонам. Вобщем, в моей голове есть теперь запись, я была на выставке Жауме Пленса, что из этого следует, не понятно.....
Теплая уютная маленькая галерея...мы пришли почти под закрытие, ни души кроме нас...хотя нет, были они...скульптуры...всматриваешься в лицо, а они просто спят...как жив ые...и вокруг них мысли, слова....а точнее в них, на них...и единство с природой. Пожалуй, такая работа могла бы стать отличным декором Вашего дома.
Поднимаешься на второй этаж...лица из смолы, смотрящие на тебя из-за стекла...и каждый в них, наверное, увидит своё...
Спокойно там...и в то же время мурашки по коже...
Что-то в этом есть...
Скульптуры в человеческий рост, из которых растут деревья. Никаких горшков, земля насыпана прямо на пол. На скульптурах буквы, у них закрыты глаза, возможно потому что знают, что однажды деревья вырастут шире и больше, чем для них отведено места. Тишина. Сосредоточенность, но расслабленность.
можно было больше показать, но с чего-то ж надо начинать)
Направляясь в галерею Diehl + Gallery One, я иду вдоль стены и читаю с бронзовых квадратов на ней фамилии и стихи - Пушкина, Есенина, Джона Милтона, Блока, Байрона, Высоцкого, Пастернака, Оуэна, Мандельштама, Цветаевой, Роберта Бёрнса, Р.Киплинга, Шекспира, А.Тарковского.
Лиловая в Крыму и белая в Париже,
В Москве моя весна скромней и сердцу ближе,
Как девочка в слезах...
И следуя теперь уже им, отдавая дань Посольству Великобритании (потому что стена и всё, что за ней и около, - относится к его территории), огибаю закруглённый угол - и там меня тоже ждёт бронзовая встреча. Один её участник, завладев полным вниманием второго, смотрит вдаль, в сторону привлекательного огромного щита - и обоим, кажется, нет никакого дела до весны на Смоленской набережной.
Третья встреча с бронзой - выставка Silent Music испанского художника Jaume Plensa. Его работы никак нельзя назвать немногословными - в изгибах тел в человеческий рост, с закрытыми глазами и сомкнутым ртом семи статуй буквы складываются в фамилии композиторов. Из грунта, рассыпанного прямо на полу, обхваченные сомкнутыми на коленях их руками, растут деревья... Ни одно слово нигде не повторяется - и, переходя от одной молчаливой фигуры к другой, не находишь двух одинаковых.
Второй этаж галереи, куда тихо ведёт лестница с частыми ступеньками, - небольшой, там представлены графические работы художника - яичницей растекшиеся лики композиторов, эмоций, состояний - в словах.
Основную часть пространства занимает высота белоснежных арок и наполняет почти тишина, silent music.