У Деменковой народничество и правдоискательство будто у земской учительницы второй половины позапрошлого века. Очочки, за ними — может показаться, напуганный, такой замерший, на деле просто внимательный взгляд; этак сквозь очочки взгляд устремлен на обитателей богаделен, детдомовцев, бомжей, цыган, поздних гуляк, узбекских канатоходцев, маргиналов маргиналовичей разнообразных мастей; чудовищной кажется уже мысль представить миниатюрную Сашу в окружении ее героев — нет, просто не получается. Герои и обстановка дна, впрочем, поданы очень опрятно, очень достойно. Как в ту же вторую половину позапрошлого века следовало опрятно делать картину, пусть даже сюжет у картины самый мизерабельный — все равно, композиция и все такое у картины как минимум должны быть. А может, Деменкова в принципе не способна на грязь, а только на достоинство и гуманизм. Из учеников Сергея Максимишина самая-самая, тут согласятся и максимишинские ученики, — Александра «садись, пять» Деменкова в последние годы собрала немало призов за аккуратные репортажи из самых забубенных мест и едва ли не перемаксимашила самого учителя умением и ловкостью делать из мизера конфетку. Тут уже не картина получается, не критический реализм позапрошлого века, тут супрематизм прямо — как строятся униженные и оскорбленные у нее, аккордами! Учительская правильность, чистописание пятерочное (училка и есть: закончила имени Герцена), безупречный почерк с наклоном — «урок такой-то»: это мы назовем почерком и у фотографа. Ну а если почерка нет? То есть, если почерк идеален и индивидуальность словно стремится к нулю, — не от того ли ретроспектива талантливейшей и признаннейшей в своем поколении репортажницы оставляет ощущение сборника «зе бест оф», «Александра Деменкова исполняет произведения классиков и современников: Дуано, Куделка, Сара Мун, бонус-трек Евгений Мохорев»? История фотографии, которой музей, в таком случае должна рассматривать Деменкову рядом не с учителем и коллегами-репортажниками, а вместе с фирменными петербургскими ретроспективистками-стилизаторшами, таболиными-снигиревскими — Деменкова, смущаясь, признается, что упреки в старомодности для нее не внове.
Выставка очень хороша собой. фотографии пропитаны жизнью. Очень понравились фотографии с цыганскими детьми. Потрясающе переданы именно простая жизнь, никакой постановки, никакого фальша! Советую всем любителем чёрно белой живой фотографии!
Саша храбрая но женственная и хочет понять себя.я делаю шаг и падаю и она фотографирует зачем я упал...Хотя я и сам не знаю-зачем...ей наплевать на то,что она чувствует,она осознаёт,что точки над i расставляет тот,кого мы называем Богом.Она умеет всё и ей не нужна слава.Она не ищет для себя лучшей доли, всё что ей нужно-найти смысл там,где мы его потеряли.И показать, к чему это приводит.Не бойся других-бойся только себя.Если меня уб ьют-в этом нет моего греха.Если я убью-тоже.Не убивай себя ради других, не убивай других ради себя.Не убивай !
Александру Деменкову часто называют продолжательницей традиций французской школы photographie humaniste, но работа с актуальной повседневностью и отсутствие той экзистенциальной меланхоличности, что так присуща этому жанру фотографий 1940–1950-х гг., тут же выводят работы Александры из подозрения в старомодности и стилизации. Меж тем, от гуманистической фотографии они взяли самое главное – свою человечность. «Ехать можно куда угодно, и везде живут люди» - говорит фотограф и едет. В психоневрологический интернат в деревню Неппово, к цыганам в Новосокольники или в семью узбекских канатоходцев, осевших под Питером. Казалось бы, холодный объектив фиксирует неприглядную реальность - на выходе - документальный репортаж. Но тут вступает в силу то редкое качество, отличающее настоящего фотографа, которое оттеняет технические сделанность и прием и зовется собственным «видением». Александра обладает им сполна. Ее фотографии не просто документируют реальность, а помогают ей раскрывать себя. Человек освобождается от своей вынужденной оппозиции со средой и предстает перед нами как ее составная часть, как один из ее образов и подобий.