«Вы видели работы Хорошиловой живьем?» — спрашивает меня куратор новой выставки в ММСИ Георгий Никич. «Работы Анастасии Хорошиловой живьем можно было видеть в Русском музее в 2006-м, в Москве на Фотобиеннале, а также на ярмарках в Кельне, Базеле и Майами. В общем, шансов было немного. «Я Настю ведь знаю с детства и давно наблюдаю за развитием ее таланта», — добавляет Никич. Детское знакомство с Никичем — не единственное, чем Хорошилова может похвастаться. Во-первых, она — фотограф, во-вторых — дочь Павла Хорошилова, важного культурного чиновника, коллекционера и знатока фотографии.
Помимо папы воспитанию молодого фотографа способствовал университет Дуйсбурга-Эссена — в Германии Хорошилова начала снимать детей из приюта, замученных бытом немецких женщин, тоскливых малолетних балерин. Метод работы практически всегда один и тот же: Хорошилова выбирает социальную группу и делает серию портретов, без особых хитростей и спецэффектов — прямая перспектива, гладкий фон, человек в центре кадра, взгляд строго в объектив. Делается это осознанно: социальная фотография и так нагружена своим содержанием, утяжелять композицию совершенно излишне. Похожим образом работает француженка Лиз Сарфати из агентства Magnum, и снимки у них обеих получаются настолько откровенными, что становится даже как-то неловко — нельзя же вот так в упор разглядывать человека.
Хорошилова привезла в Москву серию «Русские». Деревенские бабушки на фоне цветастых ковров, мальчик с гусями, калмыцкий спортсмен, дама-княгиня в шубе и на коне — вот лица и типы, собранные фотографом по всей стране. Воспитанная в немецкой школе, Анастасия привыкла к зрителю, воспитанному на немецкой философии, способному анализировать социум с позиций психоанализа и феноменологии. Для нас же эта выставка — как выпуск новостей. Так у нас живут, такие люди бывают, а еще вот такие и вот как те. И психоаналитический бэкграунд тут ни при чем, главное — правдоподобие, чтобы русский мир выглядел таким, какой он и есть.
Здесь нет места для чувств и эмоций. Лишь люди не выезжающие за пределы МКАДа и европейцы могут подивиться этим картинкам. Как попало это в музей современных искусств не понятно. Смотреть не возможно. Да и в залах с этими снимками люди не задерживались. Потому как всматриваться не во что. Фото безжизненные. Автор нашла первых попавшихся лягушат и неведомых зверушек для себя, сфотографировала и поместила в "красивые рамки". В этом нет момента жизни. И не выглядит это правдоподобным хоть ты тресни.