Вначале была «Фабрика»: студия Энди Уорхола на 47-й Ист-стрит стала в 60-е началом, первопричиной, образом и подобием многих важных вещей. Именно там, на «Фабрике», используя тиражную технику шелкографии, Уорхол организовал поточное производство современного искусства. Именно «Фабрика» стала моделью идеального сквота, который всегда — одновременно клуб, апартаменты, мастерская, съемочная площадка и еще миллион всего; в котором перемешаны художники, музыканты, трансвеститы, наркоманы и просто яркие персонажи всех мастей; который живет мимолетной, призрачной жизнью — и остается в вечности. Ну и так уж вышло, что именно на «Фабрике» были окончательно определены принципы его искусства: унификация, серийное производство, пристальное всматривание в лица поп-икон, разложение их на элементарные частицы — лица, глаза, вздохи, жесты, поцелуи, пустоту и бесконечность. Так, по мнению Уорхола, зрители ходят в кинотеатры исключительно затем, чтобы жадно «пожирать» своих кумиров. Так почему бы не избавить их от ненужных сюжетных линий, образного мира режиссера, оставив лишь «голого» героя — чтобы спокойно и бесстрастно наблюдать за тем, как он ест, курит, спит: так отец поп-арта пришел в кино. «Я больше не рисую. Я бросил это дело год назад и сейчас делаю фильмы. Я могу делать два дела одновременно, но фильмы возбуждают меня больше», — рассказывал Уорхол в интервью Гретхен Берг. Честно говоря, выставки Уорхола не редкость — бесконечные принты с Мэрилин Монро, Мао, кока-колой, долларами и, конечно же, с супом Сampbell’s успели несколько приесться. Но на выставке «Motion Pictures» (той самой, которую возят по миру вот уже 5 лет и теперь привезли в Москву) показывают исключительно видео — 18 фильмов из серий «Screen Test» и «Silent Films»; справедливости ради, почти тем же составом они были в 2001 году в Музее кино на Неделе Уорхола в Москве. Из того, что в Москве не было, — «живые портреты» Денниса Хоппера, Джейн Хольцер, Эди Седжвик и других. После недавней неприятно глянцевой выставки «Живые портреты» Роберта Уилсона в Фонде культуры «Екатерина» название вызывает опасения: и там и там — иконы стиля и символы эпохи, и там и там — статичная съемка, в варианте Уилсона — цветная и цифровая, в варианте Уорхола — черно-белая, на 16-миллиметровой пленке. Принципиальная разница в технике, ну и время, естественно, другое — в 60-е съемки Уорхола выглядели откровением, вариант Уилсона — это вторичный продукт в «богатом» видеоформате (хотя Уорхол с его любовью к тиражированию был бы даже рад такому повороту событий). Цель фильмов Уорхола — снять людей как предмет, создать монументальный портрет, в котором место холста или бумаги занимает экран. Его модели, несмотря на кажущуюся неподвижность, играют очень сложную роль — роль собственной фотографии. Вторая часть выставки — «Silent Films» — набор лент, про которые все что-нибудь да слышали (собственно, их описание делает излишним их просмотр). «Сон» (1963) — пятичасовая съемка спящего человека, «Минет» (1964) — снятый крупным планом юноша, совершающий характерные движения головой, «Эмпайр» (1964) — восьмичасовая съемка Эмпайр-стейт-билдинг, кульминация уорхоловского минимализма: в этом фильме действительно ничего не происходит. «Я думаю, что все должны быть машинами. Я думаю, что все должны быть похожими друг на друга… Я думаю, что будет замечательно, если больше людей будут заниматься шелкографией, чтобы никто не мог догадаться: моя картинка — это моя картинка или чья-то чужая», — так описывал Уорхол принципы поп-арта. Так вот, главное достоинство его фильмов — то, что создал их именно Уорхол, причем за несколько лет до возникновения термина «видеоарт», и от этого никакими философиями не отвертеться.
Необычно - раньше Таких видеоинсталяций я не видела.
Эпатажно - имя работает само на себя.
Интересно - что сделает объект в следующий момент, что же будет через 1 минуту, полчаса? что будет на картинк е через 6 часов? (но об этом я уже не узнаю :)) )
Завораживающе - некотрые портреты все таки очаровательны и действительно заставляют что-то почувствовать.
Портрет Сальвадора Дали - порадовал :) остальных я не знаю.
Нет очереди, как на Тёрнера!!!
В целом оставило неоднозначное впечатление - я до сих пор еще не поняла для себя какими чувствами и словами можно выразить свои эмоции от "Живых портретов".
Смешанные впечатления - с одной стороны брендовость - Уорхол и модное нынче черно-белое ретро, с другой - смутная давящая неопределенность в воздухе. Не покидает ощущение, что все эти застывшие живые портреты-призраки - с вымученной улыбкой, слезой в уголке глаза, безуминкой во взгляде из-под спутанной черной паутины волос, пеной зубной пасты по краям черного провала рта - наблюдают за самим наблюдателем. И терпеливо ждут, пока наблюдатель не будет заснят на 16-миллиметровую пленку, помещен в рамку и очередной четырехминутный цикл-шедевр бесконечного повторения не будет запущен.
Итог: познавательно, но желания еще раз пройтись под внимательными взглядами со стен не возникает. Впрочем, jedem das sein.
На мой взгляд гениальная идея "оживить портреты".Поражает своей реалистичностью.Напоминает мультики в которых картины из рамы оживают и начинают выражать свои эмоции.Такое ощущение,что эти люди здесь и сейчас,готовы вступить в контакт,начинаешь верить,что можешь до них дотронуться или заговорить.Особенно запомнился Dennis Hopper(безумно симпатичный) и поцелуи(очень чувственые).
это трудно принять. ровно так же, как и понять. специфично для меня, очень необычно. как уже здесь выражались - ни хорошо, ни плохо. так как есть. когда смотришь на экран, остаешься как будто наедине с этими людьми на экране. они живут, здесь и сейчас. и ты не знаешь, что от них можно ожидать. философия 60-х годов. это искусство. великое искусство Энди Уорхала, несмотря ни на какие проблемы 60-х в США.
Честно говоря, осталась в некотором недоумении – может быть это и не минус, ведь философия этой культовой персоны построена как раз на новаторстве, откровенности и радикальности. Тем не менее, мне было бы куда интереснее смотреть на участников «Фабрики», если бы они как-то демонстрировали поведение, отличающее именно их. А так ты оказываешься в просторных залах с приглушенным светом и возникает ощущение, что если ты пробудешь слишком долго один на один с этими портретами, то они непременно что-нибудь скажут тебе. Не хватает звуков, хотя в них и нет необходимости. Большая часть посетителей выставки замирает возле портретов «Kiss» и «Минет», другая – наблюдает за съемкой Эмпайр-стейт-билдинг. Люди с портретов по-своему бездействуют – кто-то спит, кто-то вращается, кто-то чешет нос, кто-то чистит зубы, а кто-то путается в волосах. Лично меня заворожила Дониале Луна, так маняще похожая на Клеопатру. Ну и конечно же узнаваемые даже в перевернутом положении усы Сальвадора Дали. Сама по себе идея создания «живого» портрета гениальна, по крайней мере это оригинальный способ остаться в памяти вечно молодым. Трудно сразу сложить свое мнение о выставке, но все-таки скорее «да», чем «нет». Ведь Энди Уорхола не возможно не любить хотя бы за банку томатного супа «Кэмпбелл» и продюсирование «Velvet Underground».