Живопись |
В конце 90-х Олег Зайка подался на анимационную студию «Мельница» — и как-то незаметно выпал из деятельности галерейно-музейно-выставочной: совмещать амплуа свободного художника и штатного аниматора оказалось сложно. Теперь, видно, решил для публики имя Зайки освежить. Напомнить, кто таков. И в рамках персональной выставки намерен закатить прямо банкет, первое-второе-компот — точнее, компот на первое и на второе, ассорти старого и нового, уже виданного и пока нет. Чувствуется, накопилось. Щас выплеснет! Но публика пусть успокоится, она ничем не рискует. С тех пор как Олег Зайка переехал в Ленинград и начал работать с группой «Дикие», отпочковавшейся от «Новых художников» — куда его, в свою очередь, привел сокурсник по Пензенскому художественному училищу Олег Маслов, — за двадцать с лишним, то есть, лет, живопись Зайки не менялась. В конце 80-х «Дикие» делали эдакий советский поп-арт, который от американского оригинала отличался даже не сюжетом или развязностью исполнения. Фигурировали картины в стиле наглядных пособий типа «Съедобные грибы, произрастающие на территории Советского Союза» или там банки сгущенки или морской капусты (явный перифраз супа Campbell), но главное, «Дикие» не пытались повесить вещь в стерильном вакууме чистого холста. Нет, банка стояла на столе, а плакат неизменно висел на выкрашенной едкой темно-зеленой краской стене, ну и т.д. «Дикие» кончились в начале 90-х: Маслов ушел к новоакадемикам, а Зайка продолжал работать в той же манере. Во время беременности жены ему на глаза как-то попались рисунки из пособия по гимнастике для беременных — давай их сюда; вышла серия. Жена родила, к этому мы еще вернемся; а пока вспомним, как в быт входила всякая импортная техника и на помойках, соответственно, оказалось множество убогих советских пылесосов и телевизоров, — так вот, все эти дефицитные некогда товары Зайка выбрасывать по-прежнему не спешил: потому что зарисовывал. То же и с двумя последними сериями, «Конструктором» и «Роботами». Первая изображает комбинации из советских детских конструкторов. Другая живописует примитивные игрушки на колесиках, очень популярные в 80-е — все это Зайка подглядел у подрастающего сына. Стал рисовать. Сын вырос, а Зайка нет-нет да и нарисует еще что-нибудь. «Конструктору», например, десять лет, но серия до сих пор считается незавершенной.