Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Средняя оценка: 4.4 из 5

Голосов: 18

Проголосовать
Выставка закончилась
Нет оценки
Спасибо! 1
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1018 спасибо

Как буря перевесила вывески

В автобиографической «Повести о жизни» у Паустовского первая же тифлисская сцена, сразу на вокзале, — как у них с Фраерманом выхватывает чемоданы пожилой носильщик-­муша и бежит, бежит что есть мочи. Те поначалу думают даже — вор. И бегут следом. Но не могут догнать, вот как он ­бежит. Оказалось: спасается старик от коллег. Потому что зашел подработать не на свой участок. Цеховые правила строги, тут даже милиция не вмешивается — что и выяснилось погодя, когда убежать старику все же не удалось.

Это, к слову, про Пиросмани. О великом грузинском художнике — может, вообще самом великом грузине после царицы Тамары, Давида Строителя и Шота Руставели, тоже весьма легендарных, но во Франции их меньше знают; да и на купюре в один лари именно Пиросмани — имеется много развесистых легенд. Но в этих подробных и усладительных россказнях нет ни слова, разумеется, про то, что его били. Что, с одной стороны, понятно. А с другой стороны — нет. Человек даже в цеху не состоял — а ведь вывесочники, конечно, тоже имели свой цех-амкар; люди серьезные, к которым Пиросмани не относился. Тем не менее весь район вокруг вокзала, утверждают легенды, напоминал как бы выставку Пиросмани под открытым ­небом, вот.

Ну так дух дышит где хочет, а этот вообще не от мира сего был, возразят. Это да. Но и то правда, что в таких случаях бьют обычно еще больней.

Но и то правда, что правды тут — днем с огнем. Николай Асланович Пиросманишвили родился в 1862 году — записано с его слов — и умер 5 мая 1918 года: так считается, поскольку в этот день тифлисский врач сделал запись про смерть некоего старика, которого уже в беспамятстве принесли в больницу. То есть — кто ж еще. Похоронен, понятно, где — неведомо. Не подкопаешься. Между этими двумя событиями — фантастическая судьба, целиком из пересказанных пересказов. Жанр биографии тут пасует — либо сразу житие с чудесами, либо по Вознесенскому–Паулсу–Пугачевой: «Жил-был художник один, домик имел и холсты» и «много он бед перенес», в жанре шлягера для масс. Это ведь про него, про Пиросмани — «миллионмиллионмиллион алых роз»; кстати, как раз Паустовский, кажется, первым придал литературную форму этой легенде; впрочем, язык без костей. Сперва из легенд выясняется характер персонажа — чуть вздорный, но склонный к философствованию; замкнутый, но дико на понтах; с сумасшедшинкой, но в общем легкий. А следующее поколение сказителей уже трактует миф: вай, как похоже на нашего Нико! Нищий, но рисовал дорогущими красками — у нас все нищие так! А еще рисовал пальцем по стеклу, слышали? Ах как на него похоже!

Пиросмани будто нарочно заметал следы. Подолгу нигде не жил, ни с кем не связывался, после себя оставил служебный формуляр на железной дороге — как раз тот, где с его слов записан год рождения, — формуляр полон взысканий за безалаберность. И еще фотографию. Да, и еще одну. Да, еще дом в родной деревне в Кахетии: построил для сестры в годы ­от­носительного преуспеяния, пока пробовал торговать. Рядом на склоне нынче громоздится бетонное чудовище 70-х, ­На­циональный музей Пиросмани. Который теперь «изокнаиз­окнаизокна видишь ты», унылый апофеоз всех этих «чуйств». Корпус живописи насчитывает около двухсот вещей (и на порядок больше подделок) — это только сохранившееся, а сохранились только картины и некоторые вывески. А остальное? А что на стенах рисовал? Говорят вам, выйдешь, оглянешься: Пиросмани, Пиросмани, Пиросмани… И не били? Так не бывает.

Бывает так: двое молодых людей — не Паустовский с Фраерманом, а за десять лет до них, — двое юношей, начинающих петербургских художников, Михаил Ледантю и Кирилл Зданевич (у последнего в Тифлисе родители), приехав на каникулы, купили у духанщика поразившую Ледантю картину неизвестного им автора. (Духанщик еще спрашивал, пока они ели: если вам не нравится, давайте я вас пересажу за другой стол, откуда «это» не будет видно.) Почему поразила картина, понятно: оба в тот момент вращались в круге Михаила Ларионова, ­увлечен­но работавшего с народной живописью, с вывесками и прочим примитивом, думавшего о «всечестве» — о таком движении, что ли, стилем это не назвать, которое охватывало бы… ну все-все охватывало бы, где всякое лыко было бы в строку. Главное — чтобы вернулась «целостность мировосприятия», а то европейский аналитический ум того… задолбал уже. ­Пред­положительно у простого народа такая целостность еще была. Как теорию всечество дорабатывал Илья Зданевич, младший брат Кирилла, вообще-то, юрист по образованию, но по ­при­званию — выдумщик. Он-то и нашел Пиросмани в следующий приезд. Его трудами четыре пиросманиевских холста оказались на следующей ларионовской выставке «Мишень».

Пиросмани подарили Ларионову как подтверждение его теории. Это то, что было точно. Зданевич сказал Ларионову, тот сказал Маяковскому, тот проболтался Лилечке, та сообщила Эльзочке, та мужу, и уже Арагон брякнул что-то вроде «да, это вещь посильнее Таможенника Руссо» — и дальше: кругами, кругами. Две статьи Зданевича — и «сама пошла». Зданевич так Гончарову хотел лепить, подступался, но с Гончаровой ­было опасно (Цветаева кричала: отойди, если ничего не ­по­нимаешь), Гончарова была живая, близкая, а главное — рядом был крупномасштабный во всех отношениях, со здоровенными лапищами Ларионов. А какой-то городской сумасшедший из Тифлиса, почему бы и нет?

Пиросмани в «Проуне» обладает безупречным ­прове­нансом — в том смысле, что можно проследить, как и когда та или иная картина переходила от владельца к владельцу; но кто, кроме Зданевича-младшего, видел, как именно эту ­картину Пиросмани писал? Любую из известных двухсот? Да-да, замкнутый был человек, слышали… Но вот косвенных свидетельств, что это был, как это теперь называется, «проект», пруд пруди. Смотрите, два брата (Ледантю погиб в ­им­периалистическую) находят никому, кроме духанщиков, до тех пор не известного автора; один собирает все его картины, все свидетельства о нем, издает, делает выставки, второй создает автору реноме — да что Пиросмани, этот человек дадаизм придумал, на него работала половина художественной Европы, того не осознавая… Как Пиросманишвили Николай Асланович — был, да, но был ли он автором собственных великолепных, ­повторим, гениальных, завораживающих картин? Вот было бы здорово. Или вот тоже, возможно, прогон Зданевича: что последней работой Пикассо была работа над ­иллюстра­циями к зданевической французской книжке про Пиросма­ни. И что мэтр, величайший лохотронщик ХХ века, чуть не плакал: как жаль, так я и не познакомился в свое время с настоящим, с живым гением. Картина!

Так что, возможно, еще значительней настолько теперь ­редкого и недоступного Пиросмани — «ах, война, что ж ты, подлая, сделала!» — покажется в «Проуне» вторая половина выставки. Где веселая тифлисская компания — Зданевичи, ­Ледантю, Зига Валишевский, Терентьев — представлена перекрестным их портретированием, рисованием друг друга: культурный, что называется, отдых.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • отвратительная в плане русского языка рецензия.

  • я сначала подумал, что автор рецензии пишет о наивном искусстве на русском языке с наивной грамматикой, но потом прочитал другие рецензии: нет, просто плохо пишет.

  • в подтверждение сомнений рецензента по поводу авторства работ следует отметить и то, что лица людей, изображенные на полотнах (в частности, на картине «кутеж»), выглядят совершенно не такими, какими мог бы видеть лица своих соотечественников, человек, живший в этой стране. утверждаю, что эту странность в изображении людей, в особенности после совместно распитой бутылочки не самого дурного саперави, подтвердит любой житель кахетии, не видевший прежде обсуждаемых работ

  • а на выставке-то что?..

  • "отвратительная в плане русского языка рецензия" - ну надо же. Прекрасная рецензия, и с русским языком у Константина Агуновича все в порядке.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

«Звездные войны» Чубакка, BB-8 и другие герои «Звездных войн» отвечают на вопросы о будущем
Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Игровые площадки для лучшего торжества

Режиссеры-дебютанты, добравшиеся до проката благодаря программе «Каро.Арт», проходят анкетирование...

Ресторан, бар, чайная, театр и библиотека Синиши Лазаревича и Егора Кандюрина, китайская еда...

Прежде чем подводить окончательные итоги года в рубрике «Кино», мы предлагаем читателям «Афиши...

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...