Пресс-релиз форума Rozamira утверждает, что это место «интенсивного культурного диалога, перекресток искусств, жанров и языков, понятных всем без перевода». Искусства и жанры таковы: театр, танец, музыка, живопись, видео, кино и перформанс от стран Шанхайской организации сотрудничества. На семи площадках Москвы: псевдобриллиантовый череп в проекте «Вечная жизнь» художницы Дианы Мачулиной, суфийская музыка таджикского ансамбля Давлатмана Холова, персональная экспозиция фотографа из Казани Ляли Кузнецовой и занимательный проект «В Бухаре пускают змея» — про соц-арт.
Как видно по экспозиции «Арт-Москвы» или только что закончившемуся антикварному салону, советское искусство, как его понимают сейчас, — это прежде всего соц-арт: Комар и Меламид, Булатов, Пригов, Орлов, Соков и пр. Соц-арт работает с материалом соцреализма, который в свое время, будучи возведен в ранг официального искусства, задушил русский авангард, — а что было между авангардом и соцреализмом, в 20–30-е, мало кому интересно. Был Эль Лисицкий, Дейнека, Родченко, Самохвалов, но эти имена как-то сами собой встают в ряд первых (авангардистов) или вторых (соцреалистов). В этом году куратор Екатерина Деготь собрала выставку «Борьба за знамя», чтобы показать то самое, настоящее советское искусство, некогда существовавшее, но всеми забытое. Это искусство наивного реализма было слишком левым и романтическим, его занимали вопросы политической борьбы — и одновременно ощущение свободы и полета: а поскольку в истории искусств отдельной главы для этого периода не нашлось, картины и были попрятаны в домах у немногочисленных ценителей и запасниках РОСИЗО.
Выставка «В Бухаре пускают змея» — в некотором роде продолжение начатой Деготь темы. Только вместе с 30-ми куратор и искусствовед из Музеев Кремля Зельфира Трегулова захватила и 40-е с 50-ми. А вместо запасников РОСИЗО воспользовалась постоянными собраниями музеев среднеазиатских стран.
Теперь даже удивительно, что мы жили в такой большой стране, и еще удивительнее, как по-разному ощущали себя люди здесь и там — в Москве и окрестностях и в отдаленных регионах. Вроде искусство одной эпохи, вроде над всеми довлел культ личности — но результат разный. Художники, собранные Деготь, тяготели к реализму, у Трегуловой — к авангарду. Первые стремились затронуть важные политические темы, вторые довольствовались картинами национального быта. Первых интересует мировая революция, свобода и Ленин, вторых — работа в поле, национальный костюм, ковры и сами люди. Первые могут быть экспрессионистами, минималистами или реалистами — в зависимости от того, что требует сюжет. Вторые — традиционалистами, импрессионистами и модернистами, в зависимости от поставленной цвето-световой задачи. Художникам из Средней Азии куда интереснее разрабатывать градации цвета, исследовать мазки и выводить тонкие линии, чем рассуждать о политике. Общее здесь одно: и там и сям множество незнакомых имен или даже вовсе безымянных картин. Правда, тут Трегулова допустила одно исключение, видимо, для тех, кто не знаком с выставкой Деготь и не может сравнить художников. В экспозицию включен Павел Зальцман, мастер из Средней Азии, получивший образование в Первой художественной студии в Ленинграде, затем у Павла Филонова. Преданность учителю боролась в Зальцмане с региональными традициями и вылилась в конце концов в сложный, аналитический, столичный стиль, резко контрастирующий с «восточным ковром» чистого искусства, процветающего в Азии.
Утверждается, что Rozamira — место культурного диалога, каковой диалог понятен всем без перевода. В этом году организаторам и вправду это удалось: искусство, собранное Трегуловой, понятно и мне, и вам, и среднеазиатским разнорабочим.
Такие выставки очень полезны и благостно действуют на психику! Почему? А Вы были в Средней Азии? Вот все что Вы там видели, ощущали, кушали, дышали тем воздухом, удивительные люди - вдруг разом снова обрушивается на Вас из представленных работ, но с такой щемящей тоской, что прямо жуть! Грустно (но это светлая грусть)!
Данные работы действительно редки, если только Александра Волкова можно увидеть в Музее Востока, Третьяковке. Работы очень тонкие и теплые, как самаркандских воздух, как ни с чем не сравнимый запах туркменского базара, колорит чайханы, детский смех из арыка, тепло от тандырных лепешек, вообщем история о людях, которые там живут и очень жаль, что мы теперь так мало слышим и знаем друг о друге!