Французское слово fondation, согласно словарю, переводится как «фундамент», «фонд», «институт» и «учреждение». В области искусства это слово применяется как раз к учреждениям, занимающимся меценатством, коллекционированием и разного рода поддержкой искусств. Подобных организаций во Франции (в отличие от России) пруд пруди. И дело тут не в специальной российской скупости или в особенной французской любви к искусству, а в разных экономических принципах. В Европе фонды создавать выгодно: их финансирование позволяет крупным компаниям получить налоговые льготы. Ну а фондам нужно деньги тратить: одни покупают что-то очень дорогое и модное, другие — хорошо подходящее к стеночкам и цвету обоев. Французская алкогольная компания Pernod Ricard придумала свой путь — не по типу искусства, а по способу коллекционирования. Фонд Pernod Ricard устраивает ежегодный конкурс с целью обнаружить лучшее молодое дарование Франции. Победитель попадает, как правило, сразу в две коллекции: собственно Фонда и Центра Помпиду. Что с работами происходит дальше — загадка: в постоянную экспозицию Помпиду они не попадают.
В Москве выставка номинантов Фонда проходит впервые. Работы девяти лауреатов, объединенные громким названием «Ретроспектива французского современного искусства», расставлены по Цеху белого французской кураторшей Клер Стеблер, занимающейся Центром Помпиду в Париже и Центром Пинчука в Киеве. Коллекция подобралась что надо, без рудиментов и пережитков, то есть без живописи — одни инсталляции, фотографии, видеопроекции и перформансы. Бравое дело по умерщвлению картины, между прочим, затеянное французами, как видно, окончательно завершено. Гораздо оригинальнее, как кажется молодым французским художникам, делать инсталляции из ламп и фаллического вида какашечных гор, подобно Борису Ашуру, или играть на вариациях реди-мейда, как это делает Дидье Марсель (кстати, его инсталляции из земли уже приезжали в Москву, на выставку Chanel в Пушкинский музей). Мирча Кантор показывает как бы политическое видео о холодной войне волков и косуль. Кристоф Бердагер и Мари Пежюс создают белые постаменты с белыми как бы архитектурными макетами — как говорят они сами, чтобы понять, как влияет унифицированная, но вместе с тем очень разная архитектура на настроение человека. Венсан Ламуру раздувает гигантские прозрачные как бы пузыри, также отдаленно напоминающие современную архитектуру. А Лорис Грео как бы изучает физику, втыкая провода в розетки, отчего начинает трястись воздух: эти колебания зрители уж точно не пропустят. И все это как бы новаторство и как бы оригинальность кажутся совсем уже какой-то неприличностью: ничего нового.