Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Неоклассицизм в России

Неоклассицизм в России

Средняя оценка: 3.7 из 5

Голосов: 6

Проголосовать
Выставка закончилась

Архитектура, живопись

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1017 спасибо

Ожидаемый бенефис Яковлева и Шухаева — все-таки именно с ними первыми сразу ассоциируется искомый русский неоклассицизм, остальные все же потом, — так вот, все это почему-то и как-то даже нарочно в ущерб вышло Григорьеву. Который ассоциируется максимум вторым, а для кого-то, может, и первым, но в Корпусе Бенуа в этот раз он представлен нарочно как-то незаметно. То есть, конечно, корячится его Мейерхольд в перспективе анфилады залов на втором этаже все время, по­ка идешь, но ведь это... Показать полностью

Ожидаемый бенефис Яковлева и Шухаева — все-таки именно с ними первыми сразу ассоциируется искомый русский неоклассицизм, остальные все же потом, — так вот, все это почему-то и как-то даже нарочно в ущерб вышло Григорьеву. Который ассоциируется максимум вторым, а для кого-то, может, и первым, но в Корпусе Бенуа в этот раз он представлен нарочно как-то незаметно. То есть, конечно, корячится его Мейерхольд в перспективе анфилады залов на втором этаже все время, по­ка идешь, но ведь это если идти с выставки, принимать такое за кураторский расчет таким образом компенсировать отсутствие Григорьева на самой выставке (пара эскизов из «Расеи», что-то еще — и, кажется, все) — это было бы для «Неоклассици­зма в России» задумано слишком уж тонко. «Неоклассицизм в России» берется горстями, образуя в итоге разные конфигурации имен в разной степени могучести кучках, что захвати­ла кураторская длань: Сомов-Сомов-Бенуа-Бенуа-Бенуа-Бакст-Бакст-Добужинский-Добужинский-Добужинский-Сомов — только Яковлева, опять же, с Шухаевым распределяли ­щепот­ками, чтобы не слишком бросались в глаза; что все равно не скрывает изначальную широту жеста. В новом томе монографий Русского музея («Символизм в России», «Футуризм в России», «Русский импрессионизм») капитальность издания спра­ведливо рассматривается как что-то отдельное, особое достоинство, независимое от требований к разным деталям, как то: дать хотя бы стену Серову. Одну отдельную среди стен, фальшстен, выгородок и проч., разгружающих массу материала по отдельным маленьким зрелищам: вот виньетки, вот портреты, вот серия любопытных гризайльных эскизов для плафонной росписи, кто же это так удостоился целой серии — а, ну да, Яков­лев и Шухаев… Казалось, просто — собрать Серова. И то же — для Бакста. Для Сомова. Для Богаевского — хотя бы из любопытства непосредственно сравнить его поздние пейзажи социалистических строек и нефтепромыслов с ­дореволюцион­ными киммерийскими пейзажными фантазиями. Для тех же Яковлева с Шухаевым. Монография, может, потеряла бы в декоративности и чисто визуальной уравновешенности, зато добавила б в познавательности. «Всякую собаку никому за хвост, как и за шею, приподнять невозбранно» — так вот, если тянуть неоклассицизм за хвост, вытягивается этот «классицизм», а это чуть не весь мейнстрим своей эпохи; плюс еще академические натурные зарисовки, и вообразите дальше, что это такое могло бы быть, если бы не все-таки нерезиновый второй этаж Корпуса Бенуа. Это как если бы неоклассицизм рассматривать на материале 80–90-х: Версаче там, Херб Ритц с Мэпплторпом и т.п. Ширпотреб кураторы еще пожалели; виньеточности-заставочности и, как это выражаются, пряного эротизма можно было и больше — просто вешать еще и еще плотнее, делов-то… Совсем не вышло бы так увесисто, если читать неоклассицизм с «нео».

Зато в зал Яковлева с Шухаевым входить было бы жутко, точно. И это больше было бы похоже на неоклассицизм, как его трактуют где-то, но не в Русском музее, — как стиль ­глум­ливый, будто скалящийся череп. Именно что страшно, очень страшно похожий на свое время: все-таки на носу мировая война; про классические ценности, которыми скоро и не подтереться будет в окопах, уже много кому многое что стало ясно. Незаконченная шухаевская махина, групповой портрет офицеров 4-го лейб-гвардии гусарского Мариупольского полка, где выглядывают не то почти никритинские, не то прямо целковские хари: «Полк на позициях» в смысле работы с классическим сюжетом и форматом очень красноречив. И тем более после этого надо бы добавить Григорьева — по справедливости, в сопоставимо верном с Яковлевым и Шухаевым количестве; хотя градус истинно неоклассической мизантропии тогда бы зашкалил.

…Либо уж продолжать тянуть за «классицизм» — чтобы к Александру Яковлеву, умершему в эмиграции в 1938 году, добавить для симметричности, выражаясь классически, Василия Яковлева. Как раз в тот же год ставшего главным ­худож­ником ВДНХ. Тоже ведь — неоклассик. Ну да, по-своему, но как и все тут. И Меркурова — к Коненкову. А к Шухаеву ­ран­нему — позднего, послелагерного. Чисто из интереса сравнить, как оно.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
Роман Ос(ь)минкин

56 рецензий · 58 оценок · 13 спасибо

Неоклассицизм принято противопоставлять авангарду. Если последний занимался жизнетворчеством, то первый принято уличать в чистой ретроспекции. Но ретроспекция не приходит из ниоткуда. Единство неоклассицизма не в его формальной концепции, а в условиях среды, в которой он возник. Лихорадочная новизна начала ХХ-го века многих фрустрировала. Национальному русскому характеру не хватало "аполлонического" начала и гармонии, которые и несла с собой неоклассика. Но не стоит забывать и о том,... Читать полностью

Оценка: 2 из 5
Пошевай

123 рецензии · 163 оценки · 168 спасибо

поскольку я вообще ни разу не искусствовед, оцениваю все по принцинпу "нравится - не нравится". понравилось мало, следовательно - неудачная выставка. любители и специалисты может и найдут чем восхититься, но для меня это все осталось малоинтересным и скучным.

Все рецензии 3

Трейлеры 25 главных трейлеров недели

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Волшебные игры для всей семьи

Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

К выходу на экраны «Тельмы» Йокима Триера «Афиша Daily» вместе с Mastercard подготовила список еще...

В субботу группа «Хлеб» дает концерт в Stadium, и билетов в 7-тысячный клуб в продаже уже не...

В Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности открылась большая — на четыре...

В сегодняшнем выпуске самых интересных ресторанных открытий — Carne Vino Юлии Высоцкой, московская...