Декоративно-прикладная, Скульптура |
Урарты в Закавказье вроде этрусков в Италии, и известно о них не больше. Памятники находили давно — отдельные, целостного представления дать они не могли, да и не занимался никто. Борис Пиотровский попал, что называется, в случай. Его интересовал Египет — тоже потерянная цивилизация, но под землю глубоко не ушедшая. Пирамиды там, гробницы. А в 30-е Советам чего-то такого очень хотелось, пирамид. Готовы были сами построить — в Москве как раз в разгаре был конкурс на проект Дворца Советов, — но только фундамент какой-никакой, образно выражаясь, было бы хорошо для того нарыть. И в 1931 году молодого египтолога Пиотровского отправили искать полумифическое древнее государство. Вот бы не нашел! Но обошлось. Спустя восемь лет Пиотровский возглавил крупнейшие в Союзе археологические раскопки Кармир-Блура, «Красного холма» на окраине Еревана, которые оказались очень удачными. Под землей были обнаружены, как заказывали, руины древнего города Тейшебаини, в переводе «город бога Тейшебы». Тейшеба в урартском пантеоне отвечал за войну. И случилось сразу несколько волнующих совпадений. Раскопки начались в год начала Второй мировой. Первая бронзовая фигурка Тейшебы была найдена аккурат 22 июня 1941 года. На время войны раскопки заморозили, а Пиотровский вернулся в Ленинград, где во время блокады писал первую полноценную монографию об урартах. После войны многие мегаломанские проекты свернули — строительство Дворца Советов, к примеру, — но раскопки под холмами окрест Еревана продолжились. Пиотровский каждое лето ездил на Кармир-Блур, уже в должности директора Эрмитажа, вплоть до 1971 года. К 100-летнему юбилею Бориса Борисовича выставка и приурочена.
Все вещи привезены из Армении. Бронзовые статуэтки богов, золотые и серебряные сосуды, фигурки животных, некоторые образцы воинского обмундирования и образцы урартской клинописи. Армянское средневековое стекло, к урартам прямого отношения не имеющее, но в этом же году исполнилось бы 90 лет Рипсимэ Джанполадян, жене Пиотровского, тоже археологу, специализировавшемуся как раз на Средневековье. Ее Борис Борисович встретил в Армении и перевез в Ленинград в отличие от археологических находок, которые по большей части остались в Ереване, став основой Музея истории Армении — откуда нынешняя выставка родом.