Выставки Москвы

Выставка «Менипп» и «Эзоп» Веласкеса из Музея Прадо, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 21 октября – 21 декабря 2008, Санкт-Петербург

7.9

Вершины реализма: непонятно что нарисовано.

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Сравните размеры: очевидно, что подразумевался один интерьер. А именно — облюбованный и отстроенный королем охотничий домик Торре де ла Парада, где ответственный за живописное убранство Веласкес раздавал заказы на картины. Работали чуть не все известные испанские живописцы, а главное — Рубенс с мастерской, зазвавший сюда также Йорданса и Снейдерса (один помогал ему с циклом мифологических сцен по Овидию, второй рисовал натюрморты). Что касается ответственного распорядителя, тот изготовил три парадных конных портрета, вполне традиционных, а остальное время посвятил начатой серии с шутами и карликами — самые сильные вещи из этой серии впереди — и написал очень похожих на них «Эзопа», «Мениппа», а также «Марса», который в Эрмитаж не приехал, — той же высоты, тоже представляющий по сути элементарную работу с натурщиком, почему его часто определяют вместе с первыми двумя как триптих. Только триптих про что?

Высота картин точь-в-точь как у двух более ранних философов Рубенса, тоже из Прадо, — у «Демокрита» и «Гераклита». Но с этими последними понятно. Эта парочка антиподов пользовалась постоянной популярностью благодаря своей эмблематичности — «смеющийся философ» и «плачущий философ», оба вместе, символизировали своими эмоциями плоды познания, это с одной стороны, а с другой — как бы предупреждали: как ни умничай, а все равно получается смех сквозь слезы, — то есть чтобы еще и как-то заказчика, обычно человека занятого, отнюдь не философа, а жесткого эмпирика, успокаивать на счет его интеллектуальной состоятельности. «Менипп» и «Эзоп» на этом фоне по-школьному дидактичной премудрости выглядят загадкой. Даже если счесть это неким пируэтом духа барокко, ищущего парадоксов — красоты в грязище, выразительности рубища, впечатления от грубости и бога если не из машины, то в облике заурядного головореза, — но все равно непонятно, что это за нищета философии. Почему, кстати, Менипп и Эзоп, не говоря уж про то, что в «Мениппе» мениппового, что в «Эзопе» эзопового? Ну хорошо, Менипп — он среди античных мудрецов определялся как «серьезно-смешной», то есть как раз посредине между Рубенсами получается. Но непонятен и странен играющий его роль старик с пластикой свихнувшегося бывшего актера — не то горделиво кутающийся в плащ, не то прячущий под ним что-то, только что стянутое украдкой из дальнего угла лавки, — он не похож на единственное известное описание Мениппа у Диогена Лаэрция: «Важности в нем не было нимало». Хотя, с другой стороны, именно такой старый пройдоха, пожалуй, мог бы не заплатить Харону на переправе — этот сюжет уже из Лукиана.

…Странен и приземистый урод с вывороченными скулами и широкой грудной клеткой горбуна — неописуемо в нем как бы неприметное, тем не менее ясное и уверенное чувство спокойного превосходства, излучаемое всей его несуразной фигурой и вникающим взглядом умных, всепонимающих глаз, таких неуместных в этом, хм, антураже. Среди веласкесовских глаз, которыми только и обращают на себя внимание зрителя его герои, — глаза Эзопа запоминаются сильнее даже недоброго косого взгляда знаменитого портрета папы Иннокентия.

Отзывы пользователей о выставке ««Менипп» и «Эзоп» Веласкеса из Музея Прадо»

Фото tuya mujer
отзывы:
39
оценок:
236
рейтинг:
33
9

Видела эти картины еще в Museo del Prado. Уже тогда была в диком восторге от них, да и от всех остальных Velazquez'а. Рисует он просто гениально. Умеет сделать картину живой. Как будто этот человек стоит рядом с Вами. Присмотритесь, как точно прорисована одежда. Да что там одежда, вы на их лица посмотрите, взгляды. И Вы сами всё поймете.

Оценка: genial.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить