За два года, минувшие с тех пор, когда «Персидские миниатюры» впервые появлялись отдельной серией в XL, Айдан Салахова оказалась едва не запрещенным художником. В этом смысле у нас в последнее время часто что-нибудь происходит — но чтобы с Айдан! Дело было как раз в «Персидских миниатюрах» — точнее, в одной из них, которая должна была отправиться на выставку в Дрезден, но была задержана российской таможней. В силуэтах двух женских рук, трепетно ласкающих эрегированную башенку минарета, бравым таможенникам привиделось понятно что — и за границу картинку не пустили. Притом что всякие минкультовские разрешения на вывоз имелись. Но, видно, таможенники непорочность границы переживают как свою, и в деле собственной чести им Минкульт не указка. Самостоятельно классифицировав непристойность, они пригрозили начать звонить куда следует — так девушка обещает кричать «Караул!», если не остановиться, — и с таможней решили просто не связываться. Минарет туда-сюда потыкался да вернулся назад. Чтобы вновь появиться сейчас. Второе издание «Персидских миниатюр», дополненное и переработанное, включает поменьше сцен с откровенно эротическим подтекстом и побольше — с неоткровенным. Где эротизм уже не отличается от вообще чувственности и конкретное содержание какой-нибудь конкретной картинки — что-то такое сыромятническое — прикрыто ворохом сюрреалистической зыбкости и смутности толкований, как прикрыты паранджой героини Айдан, что можно различить лишь самый общий силуэт, а говорят по-прежнему только руки. Парадокс: если соблазнительно то, что скрыто, а не наоборот, паранджу следует счесть самой эротичной одеждой (и на этом основании от всей души рекомендовать ее кое-кому). Парадокс вообще в крови Айдан, когда-то отличницы и одновременно оторвы, московской барышни, играющей восточную женщину; художника, апеллирующего к неоклассике (равно как к ориентализму) и одновременно неуловимого в определениях и наклонностях: «…не владетель я Сераля, не арап, не турок я». Единственно женственность остается неизбывной: тут вспоминай хоть раннюю, совсем почти юношескую серию «Стальной оргазм на оранжевом фоне» или последний интерес к суфизму (опять-таки, кажется, именно из-за его экстатичности) — так что парадокс служит лишь разнообразящей постоянное меню приправой. Но вот проблема. Парадокс адресован всегда искушенному, понимающему или хотя бы желающему понимать. А если оппонент начинает ханжески строить целку, как это теперь сплошь и рядом? Тут и язык жестов не подмога: а ну все же за руку схватят?