«Во имя Отца и Сына и Святого Духа» — благословил искусство Гора Чахала отец Всеволод; в подтверждение сказанного отдел внешних церковных связей выдал справку: «В основной части экспонатов не усматривается признаков оскорбления религиозных чувств и ненадлежащего использования христианской терминологии». Документ предъявлен по требованию, а требовала его лично директор «Винзавода» Соня Троценко. Идиотическая ситуация была спровоцирована акцией группы «Война», устроенной в галерее «Айдан» на заседании, посвященном увольнению заведующего новейшими течениями Третьяковки Андрея Ерофеева, а также выставкой «Интим предлагать» в академической галерее «Проун» — с фривольными фотографиями XIX века и аутентичным женским нижним бельем. В обоих случаях были заведены дела в прокуратуре, что навело руководство «Винзавода» на мысль заверять работы у церкви. При этом более по-хорошему «религиозного» художника, чем Гор Чахал, сегодня в Москве не сыскать, и отменять его выставку из-за отсутствия печати «божественной коллегии» было бы откровенной глупостью.
Тем не менее бюрократия преодолена, справка получена, выставка состоится. Волей церкви отбракованы лишь две работы — «где персонажи, которые могут быть отождествлены с Божеством, изображаются как натуралистические очертания человеческого тела». По-настоящему устрашающее в этой выставке только название: «Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля»; такое может напугать не только руководство «Винзавода». По сути, это скорее научный проект: некоторое время назад при помощи Дарьи Пархоменко (ныне куратора пространства Laboratorie) Гор раздобыл прибор, предназначенный для электронной съемки помещенных в него объектов и фиксации их малейших движений и изменений, — так центром выставки стал супермикроскоп, напоминающий внешне мудреную микроволновку. Цель эксперимента: исследовать реакцию трех элементов (земля, хлеб и вино) на произведения искусства. Итог: «христовы» элементы — субстанции нервные, при соприкосновении с произведениями искусства волнующиеся и шевелящиеся. В подтверждение этого тяготеющий к визуальности Гор снял два видеофильма, а стены Цеха красного увешал этими самыми произведениями. При всей технической аккуратности и феноменальной работоспособности результат — знание, трезвому уму кажущееся абстрактным до абсурда; Гор доказал «наличие вечного, неизменного присутствия вездесущего сакрального». Тем не менее все эти фотокарточки с удивительными веществами, цветные кружочки и разметочки, гигантский стол, растущий прямо из горы чернозема и усыпанный хлебом, выглядят настолько убедительными, что сомнений в существовании вездесущего сакрального будто никогда и не было.
Жаль, что рецензия афиши сосредотачивается не на содержании проекта, а на организационных недоразумениях.
По моему мнению, гораздо больший интерес для зрителя представляет подход, реализованный в проекте.
Для изучения трансфизических явлений художник понадеялся на классическую науку.
В эксперименте, где исследовал влияние своих работ на материальный мир, он выбрал культурно значимые символы – кстати, не только «христовы», но и языческие – «Мать-Сыра-Земля»...
Здесь и сам подход и полученный результат и конечно же потрясающая экспозиция заслуживают внимания и интереса общественности!
Сугубо организационные вопросы не должны оставить в тени содержание нашего проекта, который скоро откроется.
Выставка Гора Чахала абсолютно не уступает выставкам четы Кабаковых, представленным на Винзаводе. Такое сравнение не случайно - экспозиция "Хлеб и Вино и Мать-Сыра-Земля" располагается этажом ниже "Жизни мух". И выглядит первая куда современней, чище и радостней. Проникнутая мягким теплом с оттенком юмора, выставка Чахала - хороший пример того, каким может быть современное искусство, не берущее за свою основу "жареные", политизированные или откровенно пошлые сюжеты.
Посещение настоятельно рекомендуется неофитам от совриска, чувствительной интеллигенции и всем друзьям вина, науки и доброго отношения к вере.