Декоративно-прикладная |
Декоративно-прикладное искусство — жанр в Москве не самый востребованный. Музей на Делегатской вечно пустует. Самолетики и красные звезды Ольги Солдатовой из магазина «Новодел» в разы популярнее, чем коллекция фарфора с той же символикой от госпожи Мироновой. Однако столичные музеи не сдаются и с удивительным упорством каждый год проводят тематические выставки. В этом сезоне преуспел Кремль. Кураторы музея сделали ставку на девочек и не ошиблись. «Два века британской моды» — кружева и платья из лондонского музея Виктории и Альберта — собирают толпы. Следующий ход — ювелирка; золотая сумочка-шкатулка и рубиново-изумрудная «чаша удовольствия», привезенные в Москву почти на четыре месяца, явно не останутся без внимания. Рассматривать драгоценные вещицы Made in Italy можно часами, хотя лучше не увлекаться: думать о себе как о сороке, падкой на все блестящее, как-то не хочется. Впрочем, заботливые музейщики все предусмотрели. Выставленные в Успенской звоннице побрякушки — дело рук громогласной фирмы Буччеллати, и тут есть место и истории, и технике, и преемственности. Для стыда — нет. Когда-то (точнее, в XVIII столетии) миланский житель Контардо Буччеллати открыл свою мастерскую на улице Ювелиров. Помимо этого факта о его деятельности мало что известно, и упомянут он, в общем-то, для проформы. Самый известный представитель семьи, Марио (1891–1965), учился в миланской мастерской Beltrami & Besnati, и его клиентами были кардиналы, королевские особы и даже фашиствующий драматург Габриеле Д’Аннунцио, для которого Марио придумал особые портсигары. Д’Аннунцио заказывал их десятками и раздаривал друзьям. Сын Марио Джанмария, родившийся в 1929 году, успешно продолжает семейное дело.
Наплевав на моду, фирма все еще производит коллекции украшений из желтого золота (но не только), однако их главная изюминка все-таки в другом — а именно в возрождении образов старинных национальных изделий. Флорентийское колье или венецианское кружево, античные застежки и праздничные гирлянды Мантеньи, рисунки Калло про горбунов и нищих; в контексте итальянской культуры в работе под старину, конечно, нет ничего сверхъестественного (даже в галерее Уффици можно приобрести копии украшений с портретов ренессансных дам и мадонн), но Буччеллати добиваются не только внешнего, но и технического сходства. Изделия семьи в отличие от музейных сувениров делаются вручную, оттого и получаются такими изящными и сверхъестественно воздушными. Да и желтое золото скоро опять будет в моде.