Архивы Музея архитектуры хранят очень и очень много преинтереснейших вещей. <<Классика Полякова>> вытащила очень многие эскизы, чертежи и рисунки
выдающегося советского архитектора Леонида Михайловича Полякова, которые до этого давно не видели.
Обласканный в своё время советской властью (Сталинская премия II степени, орден Почёта, другие награды) его допустили к главным строительным проектам юной страны Советов. Первые павильоны Сельскохозяйственной выставки 1936-го года (нынешняя ВДНХ-ВВЦ) должны были показать торжество идей коммунизма и мощь новой страны Советов. Работа не ладилась, первую мастерскую обвинили в срыве работ и почти в полном составе репрессировали. Леонид Михайлович показал себя блестяще: за рекордно короткое время были придуманы и сооружены к открытию величественная арка главного входа и главный павильон.
Потом блестящие успехи: участие в проектировании Дворца Советов вместе с ленинградцами Щуко и Гельфрейхом и <<победителем>> конкурса Иофаном, проектировании гигантского ансамбля Волго-Донского судоходного канала имени Ленина и ГЭС имени Куйбышева, восстановление Севастополя (проект проспекта Нахимова).
Но Леонида Михайловича столичные жители знают, как архитектора станций метро и одной из <<Семи сестёр>>, высотки гостиницы <<Ленинградская>> (ныне реконструированная <<Хилтон>>). Станции метро действительно выдающиеся образцы идеологической архитектуры Москвы: первая <<Курская>> (Арбатско-Покровской линии) 1938-го года в кагановичевской стилистике просторных залов, <<Калужская>> (ныне <<Октябрьская>>, Сталинская премия) и <<Пушкинская>> в Ленинграде в стилистике сталинских дворцов.
Позже залы и дворцы остались не у дел. Хрущёвское постановление 1955-го года <<Об устранении излишеств в проектировании и строительстве>> прямо обвинило Леонида Михайловича в <<расточительстве и неправильном руководстве>>, отобрало у него и премию, и мастерские. Забытый властью, мучившийся этим Поляков умер в возрасте всего 60-и лет в 1965-ом году, как раз после смещения Хрущёва, которого обвинили в том же самом, но уже для целой страны.
Выставка удивительно полная, законченная, очень насыщенная, но во многом будет понятна только тем, кто знает, о чём идет речь: подписи минимальны. Хотя и простому обывателю в анфиладе Музея архитектуры будет очень приятно находиться: рисунки Полякова и здания, на них изображённые поражают размахом и величественностью. Настоящая классика ушедшей эпохи.