Искусство новых технологий — вещь не новая, давно совершившая в своем развитии полный цикл. Началось все в начале восьмидесятых, когда американский художник Нам Чжун Пайк устраивал дискотеки с весьма занятным видеорядом, — нечто подобное, только уже в девяностые, в России практиковал Алексей Шульгин. С их подачи мультимедийное искусство переместилось с клубных помостов в сферу полного арта, обросло там массой критических смыслов и вернулось обратно. Электронных дискотек без видеоряда — так сказать, виджеинга — пожалуй, теперь и не существует. В арт-сфере же до конца преданными техноидеологии остались лишь неугомонная американка Дженни Хольцер да русские активисты Шульгин–Ефимов–Чернышев. Правда, художественная ценность последних теперь кажется мне сомнительной, но обо всем по порядку.
Шульгин–Ефимов–Чернышев — трое абсолютно разных людей, на разных этапах своей деятельности группирующиеся попарно. Первое объединение, Ефимов–Чернышев, просуществовало с 1996 по 2005 год: сумасбродные приятели довольно остроумно подвергали визуальной критике сайенс-арт и коммерцию, занимались созданием памятника Терминатору, исследовали киберпедерастию и даже порнографию — в общем, вели себя как хорошие художники с левым налетом. Вторая группа, Чернышев–Шульгин, была создана в 2003-м и существует до сих пор. Самый любопытный проект художников, Electroboutique, представлял собой небольшую стеклянную витрину (ныне целую галерею), где можно увидеть и приобрести всевозможные визуально-электронно-звуковые устройства. Нечто подобное в 61-м сделал Клас Ольденбург — высмеивая коммерцию, он открыл посреди Нью-Йорка магазин, где вместо реальных продуктов продавал пластиковые и бумажные скульптуры еды. В отличие от наших соотечественников Ольденбург порезвился, наторговался и быстренько свернул свою деятельность, в то время как «Электробутик» продолжает существовать. Мультимедийное искусство превратилось в изобретение и продажу гаджетов, удачно именуемых device art. Если таким объектам и место в галерее, то только в дизайнерской. Телевизоры причудливой формы и бегущие строчки с цитатами из классиков прекрасно смотрятся в домашних интерьерах и наверняка бы на ура расходились в магазинах «Республика».
Чем занимаются художники сейчас? Продают свои телевизоры на Запад и демонстрируют в галерее на «Арт-стрелке» видеозвуковой ряд — вроде крутой заставки для медиаплеера. А еще устраивают глобальную ретроспективу гаджетов в Музее современного искусства: все эти увлекательные примочки, они ведь только с одной стороны дизайн, с другой — самое настоящее искусство, только самых новейших технологий.
Странно, что в музее современного искусства показывают экспонаты уже ни единожды показывавшиеся ранее на других площадках.
кстати, подробные видео и фото работ были выложеные также раньше на культгиде
Единственное, наверное, место, где, увидев что вы приближаетесь к арт-объекту, тётенька-смотритель зала вместо того, чтобы ворчать "руками не трогать" кричит "Бейте по нему! Да не бойтесь! Сильнее бейте!!!"
Важное отличие от других экспонатов современного искусства - это понятность. А если и не понятность, то всё равно приятность. Дело в том, что большая часть объектов представляет из себя диковинно обрамлённые экраны, которые искажают, преломляют, трансформируют то, что находится напротив них, то есть зрителя. А ведь человеку на себя всегда смотреть интересно. А если его вдруг сделали не таким, каким он видит себя каждый день, так вдвойне интереснее. А в тех объектах, где вы не видите себя, вы всё равно можете управлять происходящим.