Выставки Москвы

Выставка Илья и Эмилия Кабаковы, Москва
Центр современной культуры «Гараж», 16 сентября – 19 октября 2008

6.4

Сеанс погружения в идеалистическое будущее по-советски.

Место проведения

Центр современной культуры «Гараж»
Лучшие выставки современного искусства в громадном конструктивистском гараже
Огромное выставочное пространство по лондонскому образцу с кафе и книжным магазином. Возможности «Гаража» безграничны: здесь случаются выставки художников такого масштаба, какой Москва еще не видела. Проходит также по категории «Уходящая натура»: летом «Гараж» переедет в парк Горького, а на его месте в 2013 году откроется самый большой в Европе Еврейский музей.
телефон+7 (495) 645 05 20
адрес
ценаВход 100–300 р.
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Лиза Плавинская
отзывы:
7
оценок:
0
рейтинг:
16

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых — верный признак того, что на российской арт-сцене появился новый игрок. Фонд «Екатерина», Stella Art Gallery, теперь Роман Абрамович и Даша Жукова — последний подход обещает быть наиболее впечатляющим.

В сентябре в Москве состоится целый фестиваль инсталляций Ильи Кабакова. Задействованы лучшие площадки города — Пушкинский музей, Галерея М&Ю Гельман, «Винзавод», новый культурный центр «Гараж». Участвуют самые авторитетные кураторы и искусствоведы — Иосиф Бакштейн, Роберт Сторр, Маргарита Тупицына, Борис Гройс. Похоже, помимо всего прочего, подобный размах объясняется постепенным преодолением общеизвестной настороженности самого известного в мире русского художника по отношению к своей бывшей родине.

Илья Кабаков — главный русский концептуалист, шестидесятник, в своем советском прошлом оформитель детских книжек и активный участник нонконформистского движения. Все его достижения учтены, расклассифицированы и занесены в учебники по искусству. Самое знаменитое из них — жанр тотальной инсталляции, то есть такой инсталляции, которая даже помещение, в котором она расположена, делает неотъемлемой частью себя. Однако главное открытие Кабакова все же политического свойства. В развеселые восьмидесятые, когда художников, не работающих на советскую идеологию, стало не один и не два, а несколько поколений, когда радость интернационального общения буквально захлестнула неформальную художественную Москву, Кабаков был единственным, кто понимал, что всему этому карнавалу необходима структура.

Название инсталляции «Альтернативная история искусств» кажется просто пугающе честным: в свое время Кабаков действительно перекроил эту самую историю, и последние 20 лет русское искусство прожило по написанным им правилам. Но что бы художники Илья и Эмилия Кабаковы ни имели в виду, делая такую инсталляцию сегодня, прошлого не воротишь.

Что же касается мирового сообщества, тут Илья и Эмилия Кабаковы отвечают за фрустрацию. Псевдоидеология совкового быта, в качестве создателя которой стал знаменит Кабаков, постепенно переросла свою узкую советскую специализацию и стала общечеловеческой. Сейчас инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых представляют собой немного грустные, немного страшные объемные истории на тему банальности простой человеческой жизни, лишенные какой-либо географической привязки; что-то восхитительно беспросветное, что так точно было сформулировано восточноевропейской литературой двадцатых готов. В принципе, Кабаков всю свою жизнь каталогизирует самые заурядные вещи: кастрюли, мух, кухонные разговоры. В его мире нет стихий, богов или демонов, но есть сонные праздники и прочие монументы убогой тривиальности. Именно здесь, в этой незыблемости бытового болота, Кабаков находит место своим тихим ангелам, спортивным зайчикам и даже куполу православного собора, собранному из мух, но остающемуся куполом. Искусство Кабакова лишено и красоты, и жестокости, и сентиментальности, и освобождающего формализма его коллег из других стран. Оно очень серьезно и, как и положено русскому искусству, очень литературно, но это литература, насильно возвращенная к праотцам. Одеревеневшая в заборах, проржавевшая вместе с кастрюлями.

Для Москвы эти выставки — огромное событие, невероятный прорыв. Как бы ни относились к Кабакову в российском художественном сообществе, он все равно остается главным русским художником конца прошлого века. И каждый, кто сталкивался с его тотальными инсталляциями в музеях, хочет он того или нет, признает их удивительную пронзительность и способность заставлять задуматься гораздо дольше, чем на пару часов.

Отзывы пользователей о выставке «Илья и Эмилия Кабаковы»

Фото А. Новиков
отзывы:
43
оценок:
47
рейтинг:
34
9

Если кто не в курсе — территория «Бахметьеского автобусного парка», в котором расположился модный оплот современной культуры «Гараж» давно уже передана в собственность лужковской мэрией Московской еврейской общине. У того соответственно в председателях попечительского совета — Роман Абрамович, а у этого уже в подругах — собственница «Гаража ССС» Дарья Жукова. На территории парка помимо самого центра, еще еврейская школа и несколько построек культурно-общинной направленности. Такая вот нехитрая предыстория обусловливает определенные нюансы. Вместо скучающих бабушек в платках у полотен мрачно прогуливаются секьюрити, сдающие вас с поста на пост. Еврейские волонтеры стерегут картины в просторных залах. Неуловимо ощущение вторжения в чужой личный мир, чужую личную историю. «Альтернативная история искусств» впечатляет своим размахом, здесь понимаешь, что 3 млн. $ потрачены не зря. Три части посвящены соответственно трем художникам — Шолому (Шарлю) Розенталю, И. Кабакову и И. Спиваку, трем эпохам — авангард 20-30х гг., период «оттепели» 60е гг. и постсоветская эпоха — 90е гг. Уместная и изящная штука (шутка) эта выставка. Мистификация, «музей в музее» и ироничное перепрочитывание супрематизма Малевича, Шагала, официальной советской живописи и актуального искусства. Разнообразие форм и знаков — картины, рисунки, скульптура. На полотнах — отражение искусства ХХ века через призму личности самого Кабакова, его смятения и мысли через вымышленных им же персонажей и «направления». Льющийся белый свет, соотношение целого и части, означающее и означаемое. Кабаков, заявляющий, что у него никогда не было учителя, придумывает себе и Учителя, и Альтер Эго и Последователя. И не забывает и про нас, смертных. На полотнах — зрители, рассматривающие картины, представленные в зале. Интерактивные «Запад» и «Восток» - приглашают к комментарию светом — при нажатии кнопки загорается голова одного из участников аукциона Сотбис на огромном полотне «Запад». «Альт...» - безусловно самое сильное, что я видел в этом году. Как кокаин - это тотальный стимулятор мозга, рождающий бесконечную цепь трансформирующихся визуальных образов. «Красный вагон», впервые показанный в 1991 году в Дюссельдорфе — это квинтэссенция увиденного, локус пересечения исторических событий, железнодорожного полотна жизни и частных, бытовых реалий.

Фото Александр Сыромятников
отзывы:
133
оценок:
159
рейтинг:
136
7

<<Красный вагон>> совершенно правильно разместился: после утомляющих десятков залов со <<стенным>> искусством. Забравшись по очень ненадёжной лесенке, нависающей над хламом (доски, картонки, и прочая мелочь да рухлядь) попадаешь в деревянный вагончик. Там резкий и родной запах дерева в тепле. Помните дачу? Заходишь в деревянный сарай на солнце, а там этот приятный запах! Садишься, смотришь. На стене картина светлого красного будущего, напоминающая футуристическую Москву Каразина. И из припрятанного в шкафу музыкального центра льются удивительно лиричные песни голосами Шульженко и Юрьевой.

Всё. Остальное должно родиться в голове. И когда будете спускаться обратно, вместо этого вас будет занимать вопрос: <<А как бы не грохнуться с этой лестницы>>. Достойное завершение банкета/выставки...

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить