Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.6

Выставка
Илья и Эмилия Кабаковы

Ретроспектива самого успешного советского художника.
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Лиза Плавинская
7 отзывов, 0 оценок, рейтинг 16
4 сентября 2008

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых — верный признак того, что на российской арт-сцене появился новый игрок. Фонд «Екатерина», Stella Art Gallery, теперь Роман Абрамович и Даша Жукова — последний подход обещает быть наиболее впечатляющим.

В сентябре в Москве состоится целый фестиваль инсталляций Ильи Кабакова. Задействованы лучшие площадки города — Пушкинский музей, Галерея М&Ю Гельман, «Винзавод», новый культурный центр «Гараж». Участвуют самые авторитетные кураторы и искусствоведы — Иосиф Бакштейн, Роберт Сторр, Маргарита Тупицына, Борис Гройс. Похоже, помимо всего прочего, подобный размах объясняется постепенным преодолением общеизвестной настороженности самого известного в мире русского художника по отношению к своей бывшей родине.

Илья Кабаков — главный русский концептуалист, шестидесятник, в своем советском прошлом оформитель детских книжек и активный участник нонконформистского движения. Все его достижения учтены, расклассифицированы и занесены в учебники по искусству. Самое знаменитое из них — жанр тотальной инсталляции, то есть такой инсталляции, которая даже помещение, в котором она расположена, делает неотъемлемой частью себя. Однако главное открытие Кабакова все же политического свойства. В развеселые восьмидесятые, когда художников, не работающих на советскую идеологию, стало не один и не два, а несколько поколений, когда радость интернационального общения буквально захлестнула неформальную художественную Москву, Кабаков был единственным, кто понимал, что всему этому карнавалу необходима структура.

Название инсталляции «Альтернативная история искусств» кажется просто пугающе честным: в свое время Кабаков действительно перекроил эту самую историю, и последние 20 лет русское искусство прожило по написанным им правилам. Но что бы художники Илья и Эмилия Кабаковы ни имели в виду, делая такую инсталляцию сегодня, прошлого не воротишь.

Что же касается мирового сообщества, тут Илья и Эмилия Кабаковы отвечают за фрустрацию. Псевдоидеология совкового быта, в качестве создателя которой стал знаменит Кабаков, постепенно переросла свою узкую советскую специализацию и стала общечеловеческой. Сейчас инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых представляют собой немного грустные, немного страшные объемные истории на тему банальности простой человеческой жизни, лишенные какой-либо географической привязки; что-то восхитительно беспросветное, что так точно было сформулировано восточноевропейской литературой двадцатых готов. В принципе, Кабаков всю свою жизнь каталогизирует самые заурядные вещи: кастрюли, мух, кухонные разговоры. В его мире нет стихий, богов или демонов, но есть сонные праздники и прочие монументы убогой тривиальности. Именно здесь, в этой незыблемости бытового болота, Кабаков находит место своим тихим ангелам, спортивным зайчикам и даже куполу православного собора, собранному из мух, но остающемуся куполом. Искусство Кабакова лишено и красоты, и жестокости, и сентиментальности, и освобождающего формализма его коллег из других стран. Оно очень серьезно и, как и положено русскому искусству, очень литературно, но это литература, насильно возвращенная к праотцам. Одеревеневшая в заборах, проржавевшая вместе с кастрюлями.

Для Москвы эти выставки — огромное событие, невероятный прорыв. Как бы ни относились к Кабакову в российском художественном сообществе, он все равно остается главным русским художником конца прошлого века. И каждый, кто сталкивался с его тотальными инсталляциями в музеях, хочет он того или нет, признает их удивительную пронзительность и способность заставлять задуматься гораздо дольше, чем на пару часов.

3
0

Отзывы

7
LaVoyageuse
18 отзывов, 69 оценок, рейтинг 14
13 октября 2008

Забавно было смотерть на зрителей, которые, судя по всему, думали, что три художника - реальные, и внимательно рассматривали каждую работу. Кабакову, конечно, зачет: отличный пиар - ждем новых рекордов на Сотбис и Кристис.
Даше Жуковой тоже зачет: отличный проект под открытие Гаража - совсем не отвлекает внимание от этого самого Гаража, ведь именно на него, а вовсе не надуманный заказной проект Кабакова, пришла посмотреть добрая половина зрителей. Идешь-идешь из зала в зал и думаешь: когда же будет Красный вагон и когда же можно будеть увидеть сам Гараж, а не безликие выгородки, по сравнению с которыми даже даже стены Третьяковки на Крымском валу выглядят захватывающими.
В Красном вагоне особо тронул своим видом дедушка, которого Кабаков, судя по всему, сумел ловко обмануть. Или же дедушке было сладко-грустно по-другому поводу?
На черных диванах уже восседают эстетствующие модники (ведь музеи - это теперь модно, тем более музеи современного искусства). Обидно лишь то, что Гараж находится у черта на куличих (как это Мельников и его заказчики так промахнулись?) - эстетствующие модники на метро не поедут, оттуда ведь пилить три дня лесом, на машине тоже не пойми как добираться, а потом еще и парковаться. Это, конечно, издержки московских реалий, но жаль, что Гаражу будет очень сложно стать вторым Тейт Модерном, куда действиетльно приходят тусоваться, (ведь по Милленниум-бриджу так удобно и приятно пройтись).
Справедливости ради выражу рестпект Даше и иже с ней. Бахметьевский гараж - это действительно круто. Это понимаешь, пересмотрев "Человека с киноаппаратом" Вертова. Осталось только использовать его достойно, что с помошью хороших друзей и лучших кураторов, наверное, не так сложно.

1
0
9
efforce
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 1
15 сентября 2008

Основная выставка московского проекта — «Альтернативная история искусств» — пройдет в Центре современной культуры «Гараж», на новой художественной площадке Москвы. Площадка открывается выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых. Высокий старт. «Альтернативная история искусств» - великолепный образец русского авангарда. Три Альтер-эго Ильи Кабакова, три поколения, три его персонажа: Шарль Розенталь, живший в начале прошлого века, «Кабаков» семидесятых, для которого рисует однофамилец, и художник девяностых – украинец Игорь Спивак (Илья Кабаков родился в Донецке). Ретроспектива работ трех художников, представляющих XX век, предлагает альтернативный ход развития искусства, показывая, какое направление оно могло бы приобрести, если бы не подхватило штрихи Кандинского и Малевича.
Кроме того, в «Гараже» будет возведена точная копия «Красного вагона». Без колес, но вечно в пути, он – иллюзия того, что светлое будущее достижимо: внутри играет приятная музыка, заглушая безысходность.
К данным инсталляциям в «Гараже» открыт свободный доступ всем желающим.

1
0
9
Александр Сыромятников
133 отзыва, 381 оценка, рейтинг 147
6 октября 2008

<<Выставка — говно полное. Сограждане в залах дурно воспитаны>>. Это вы увидите в конце в книге отзывов. Пока до неё будете идти, своё мнение сформируется. А там есть, от чего сформировываться.

<<Шолом (позже, во Франции, конечно, Шарль) Розенталь в 1919 году написал картину, которую можно считать самой недооценённой (<<Пустая картина>>). Сам художник почти неизвестен, но все его работы чудом сохраниились во Франции одним из его немногочисленных последователей>>. Картина эта гениальна, потому что она ставит последнюю точку в классической форме холста и масла.

Это большой белый холст с тонкой, почти незаметной и ровной чёрной рамкой, но непохожей на паспарту. Больше на ней ничего нет. И только попробуйте её обругать, сказать, что вам не понравилось. К любому рисунку можно в чём-то придраться: к технике, к изображённому, к любым деталям. А эта картина идеальна. Потому что на ней ничего нет.

Всё остальное в похожей стилистике: комментарии к некоторым стилям (скажем, супрематизму), потом комментарии к комментариям. И всё крутится вокруг белых и больших пятен, незаполенных участков холста. Традиционная форма настолько исчерпала себя, что краска уже перестаёт попадать на холст.

Пожалуй, это лучшая работа Ильи Иосифовича. И как инсталляция в виде выставки трёх несуществующих художников, когда в музейном зале сделан ещё один <<идеальный>> музей. И отдельные работы выдуманных им художников, одной из которых является <<Пустая картина>>.

0
0
9
wwwot
12 отзывов, 15 оценок, рейтинг 11
25 сентября 2008

Время пришло немного запоздав. Наконец-то и в России, по крайней мере в Москве, "широкие слои" познакомятся с Художником Ильёй Кабаковым. А то, как ни странно, но только среди сильно интересующихся были люди, хоть как-то оперировавшие этим именем. Когда ходила по выставке - в голове крутилось: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" И смех.
Место для экспозиции - вах! Архитектура Мельникова... Душа порадовалась, что Гараж привели в такой порядок! Спорим, главное событие биеннале современного искусства в Москве будет проходить именно там ;) Снаружи - гараж, изнутри - музей мирового уровня.
Охрана вся серьезная-пресерьезная. Но. Ненавязчивая и мирная. Даже симпатичная, можно сказать.
Рекомендую!!! 33 оргазма. Интеллектуальных, конечно. )!

0
0
7
Nexta-dushka
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 4
22 сентября 2008

Центр современной культуры «Гараж»
Это уникальный некоммерческий проект. Центр располагается в памятнике архитектуры 1926-27 гг., в бывшем Бахматьевском автобусном парке архитектора Константин Мельникова и инженера Владимира Шухова. Этот центр, прежде всего, поражает своей масштабностью: площадь больше выставочного зала в «Манеже». Его открытие произошло 16 сентября выставкой-ретроспективой Ильи и Эмилии Кабаковых "Альтернативная история искусств и другие проекты», которая продлится до 15 октября. Основной жанр - тотальная инсталляция, когда всё, даже помещение, делается неотъемлемой частью выставки. Все его работы написаны в жанре социального реализма и концептуализма. Каждое отдельное произведение отображает жизнь в шестидесятые годы, каждая зарисовка запечатлевает какой-нибудь момент жизни, чаще всего грустный и банальный. Искусство Кабакова реалистично, т.е. лишено сентиментальности и жестокости. В основном он отображает повседневную незаурядную жизнь-быт: посуду, кастрюли и т.д.
Эта выставка будет будоражить воспоминания людей, переживших социализм, будет интересна людям, которые хотят окунуться в ту эпоху, познать для себя что-то новое, доселе неизведанное.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все