Москва
6.5

Выставка
Илья и Эмилия Кабаковы

Одна из самых известных инсталляций Кабакова: туалет как метафора русского образа жизни.
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Лиза Плавинская
7 отзывов, 0 оценок, рейтинг 16
17 сентября 2008

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых — верный признак того, что на российской арт-сцене появился новый игрок. Фонд «Екатерина», Stella Art Gallery, теперь Роман Абрамович и Даша Жукова — последний подход обещает быть наиболее впечатляющим.

В сентябре в Москве состоится целый фестиваль инсталляций Ильи Кабакова. Задействованы лучшие площадки города — Пушкинский музей, Галерея М&Ю Гельман, «Винзавод», новый культурный центр «Гараж». Участвуют самые авторитетные кураторы и искусствоведы — Иосиф Бакштейн, Роберт Сторр, Маргарита Тупицына, Борис Гройс. Похоже, помимо всего прочего, подобный размах объясняется постепенным преодолением общеизвестной настороженности самого известного в мире русского художника по отношению к своей бывшей родине.

Илья Кабаков — главный русский концептуалист, шестидесятник, в своем советском прошлом оформитель детских книжек и активный участник нонконформистского движения. Все его достижения учтены, расклассифицированы и занесены в учебники по искусству. Самое знаменитое из них — жанр тотальной инсталляции, то есть такой инсталляции, которая даже помещение, в котором она расположена, делает неотъемлемой частью себя. Однако главное открытие Кабакова все же политического свойства. В развеселые восьмидесятые, когда художников, не работающих на советскую идеологию, стало не один и не два, а несколько поколений, когда радость интернационального общения буквально захлестнула неформальную художественную Москву, Кабаков был единственным, кто понимал, что всему этому карнавалу необходима структура.

Название инсталляции «Альтернативная история искусств» кажется просто пугающе честным: в свое время Кабаков действительно перекроил эту самую историю, и последние 20 лет русское искусство прожило по написанным им правилам. Но что бы художники Илья и Эмилия Кабаковы ни имели в виду, делая такую инсталляцию сегодня, прошлого не воротишь.

Что же касается мирового сообщества, тут Илья и Эмилия Кабаковы отвечают за фрустрацию. Псевдоидеология совкового быта, в качестве создателя которой стал знаменит Кабаков, постепенно переросла свою узкую советскую специализацию и стала общечеловеческой. Сейчас инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых представляют собой немного грустные, немного страшные объемные истории на тему банальности простой человеческой жизни, лишенные какой-либо географической привязки; что-то восхитительно беспросветное, что так точно было сформулировано восточноевропейской литературой двадцатых готов. В принципе, Кабаков всю свою жизнь каталогизирует самые заурядные вещи: кастрюли, мух, кухонные разговоры. В его мире нет стихий, богов или демонов, но есть сонные праздники и прочие монументы убогой тривиальности. Именно здесь, в этой незыблемости бытового болота, Кабаков находит место своим тихим ангелам, спортивным зайчикам и даже куполу православного собора, собранному из мух, но остающемуся куполом. Искусство Кабакова лишено и красоты, и жестокости, и сентиментальности, и освобождающего формализма его коллег из других стран. Оно очень серьезно и, как и положено русскому искусству, очень литературно, но это литература, насильно возвращенная к праотцам. Одеревеневшая в заборах, проржавевшая вместе с кастрюлями.

Для Москвы эти выставки — огромное событие, невероятный прорыв. Как бы ни относились к Кабакову в российском художественном сообществе, он все равно остается главным русским художником конца прошлого века. И каждый, кто сталкивался с его тотальными инсталляциями в музеях, хочет он того или нет, признает их удивительную пронзительность и способность заставлять задуматься гораздо дольше, чем на пару часов.

0
0

Отзывы

1
Caspen
1 отзыв, 36 оценок, рейтинг 4
2 октября 2008

Я всегда считал, что не вправе критиковать то, что не видел, не читал или не слушал самостоятельно. «Пастернака не читал, но осуждаю» никогда не было моим руководством к действию. Поэтому когда моя девушка прочитала в журнале «Афиша» о выставке супругов Кабаковых и начала с восторгом рассказывать о свежем взгляде на советскую действительность, я решил воздержаться от необоснованной критики. Но, тем не менее, решил сходить на Винзавод и увидеть известную только западной публике инсталляцию «Туалет».

Мне кажется, что часть современного искусства, которая несет в себе откровенный провокационный мессидж, не должно и не может оставаться без ответной реакции. Я нечего не имею против выставки «Жизнь мух». Откровенно скучная, тусклая, банальная, проходная инсталляция, не вызывающая никаких эмоций: ни восхищения, ни отторжения. Я охотно верю, что в силу недостатков образования, неспособен в должной степени оценить высокий замысел художника. Возможно, кто-то другой в пластиковых мухах и надуманных графиках корреляции численности популяции мух и роста экономики США увидит какой-то сокровенный смысл. Я не увидел, но это еще не повод расстраиваться.

Повод написать эту рецензию совершенно другой. Я не считаю, что страна, в которой я родился и вырос, – это общественный туалет. Своим прошлым нужно гордиться, а не смешивать его с продуктами жизнедеятельности. Если кто-то с этим тезисом не согласен, то есть хороший выход: чемодан, вокзал, Израиль. Только так и никак иначе. Хорошо, что супруги Кабаковы в свое время последовали этому совету. Плохо, что они из-за океана продолжают тявкать и поливать экскрементами наше советское прошлое. Еще хуже то, что кураторы Винзавода позволяют себе устраивать подобные провокационные выставки.

Но с другой стороны радует открытие кабинок общественного туалета на Винзаводе. Забавно было видеть молодых людей, уверенным шагом направляющихся к заветным буквам «М» и «Ж» и остановленных у входа сотрудниками охраны. Видели бы вы удивленные лица простых студентов.

В свою защиту скажу, что я не сторонник товарища Зюганова и КПРФ.

4
0
7
Александр Сыромятников
133 отзыва, 381 оценка, рейтинг 147
6 октября 2008

С этим образцом Кабакова зрителю предстоит отойти от своих политических мнений и подумать именно о художественной форме. Бесполезно критиковать Илью Иосифовича за его взгляды: на выставках этим не занимаются. Но посмотрев <<Туалет>>, можно восхищаться или критиковать форму.

Квартира, умещённая в глиняном туалете с неровными белыми стенками, сделана почти идеально: скопище старой рухляди разных времён, которая доживает свой век, а выбросить её не нежалко, а просто нельзья. Потому что стол один, чайник — тоже, а где взять второй, неясно. Тот факт, что рядом с кухонным столом в полуметре зияет очко, тоже не удивляет, как может подуматься на первый взгляд.

Удивляет даже не то, что <<какой-то сраный эмигрант>> сравнивают <<Родину, вскормившую и воспитавшую этого ублюдка>> с сортиром. Удивляет то, что метафора может быть такой в принципе. Что искусством новых форм по сути языковая штуковина, троп, метафора, может быть объективирована таким образом.

А то, что у кого-то жизнь похожа на сортир, от строя не зависит. Когда придёте на Винзавод, не идите бодрым шагом к белому сортиру — это выставочное. Сортир там справа, синенький. И вот он как раз удивляет. <<Удивили мы Европу, покорили высоту...>>, а сортиры так и не научились делать. Даже на Винзаводе, который весь из себя такой современный. Так что Илья Иосифович очень прав, и это горько...

1
0
7
lumari
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
26 сентября 2008

На днях я посещала, модное слово «ретроспектива» семейства, т.е. муж и жена, Кобаковых, вроде они одни из основоположников, поп-арта в ССР или что-то вроде того. У них была композиция, которая получила много европейских премий на тему туалета. Да самый настоящий общественный туалет, из какой-нибудь глуши, вонючий и мерзкий, с отверстиями, дырками для испражнения. С гвоздями на которых что-то весит, типа рабочего халата. В этом туалете также расположена белоснежная постель на железной кровати, кровать на одного. Ночной столик. Какие-то умные книги, штуки две, такое впечатление, что они случайно оказались у хозяев этой туаквартиры, детская кровать-манеж с игрушками такими же мерзкими как и сам туалет, но ребенка будто бы здесь и не было никогда, и в этой квартире живет какой-то психопат, еще на столе сервировка из ужастного сервиза на 4 или 5 человек, точно не помню, и это подтверждает что в этой квартире точно живет псих. Короче может я не жила в то время когда были коммунальные квартиры, и такого рода туалетное существование, и может мне всего этого не понять, но, то что от этого всего веет говном это точно. Это ли хотел сообщить нам автор замысла, или он один из «умных» евреев? Да есть в искусстве то, что разоблачает правительство, жизнь и все такое, но во многом они художественны, и прекрасны в своем роде, например серии страшных гравюр Гойа. Да тревога, война, смерть, ужас, хаос… но как красиво, как мастерски исполнено. А этот туалет для типа разбирающихся в искусстве. Или я не права? Бесспорно все это оставляет неприятный осадок, холодок и как мне кажется это и есть неплохо!

1
0
5
Ольга
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
22 сентября 2008

Лично мне все это скучно, эмоций никаких, одна лишь усталость. Наверное, это может быть интересно, но не мне.

0
0
9
Маяковская Варвара
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
18 сентября 2008

Процесс пошел!

Я как, выходец из мира концептуального , перманентного гордарта...именовала бы эту выставку, как "Элиотическая панацея".

все мы прекрасно знаем Илюшу и Эмиля,чьи работы поражали и не перестают поражать своей высокоавангардной одухотворенностью. Наша родина не забудет пионеров духа, открывших остаточный принцип классического искусства. Организационные вопросы открытия к сожалению имели некоторые проблемы и неполадки,но это всего лишь маленькое черное пятно на теле большой белой коровы.

спасибо друзья!
спасибо, что вы есть и я говрю от лица всех не оставшихся за бортом, нашего потерпевшего ни один шторм, корабля....простите....говорю:
МЫ ХОТИМ ЕЩЕ!!!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все