Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.7

Выставка
Илья и Эмилия Кабаковы

Видеодиалог между Кабаковым и философом Борисом Гройсом.
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Лиза Плавинская
7 отзывов, 0 оценок, рейтинг 16
4 сентября 2008

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых — верный признак того, что на российской арт-сцене появился новый игрок. Фонд «Екатерина», Stella Art Gallery, теперь Роман Абрамович и Даша Жукова — последний подход обещает быть наиболее впечатляющим.

В сентябре в Москве состоится целый фестиваль инсталляций Ильи Кабакова. Задействованы лучшие площадки города — Пушкинский музей, Галерея М&Ю Гельман, «Винзавод», новый культурный центр «Гараж». Участвуют самые авторитетные кураторы и искусствоведы — Иосиф Бакштейн, Роберт Сторр, Маргарита Тупицына, Борис Гройс. Похоже, помимо всего прочего, подобный размах объясняется постепенным преодолением общеизвестной настороженности самого известного в мире русского художника по отношению к своей бывшей родине.

Илья Кабаков — главный русский концептуалист, шестидесятник, в своем советском прошлом оформитель детских книжек и активный участник нонконформистского движения. Все его достижения учтены, расклассифицированы и занесены в учебники по искусству. Самое знаменитое из них — жанр тотальной инсталляции, то есть такой инсталляции, которая даже помещение, в котором она расположена, делает неотъемлемой частью себя. Однако главное открытие Кабакова все же политического свойства. В развеселые восьмидесятые, когда художников, не работающих на советскую идеологию, стало не один и не два, а несколько поколений, когда радость интернационального общения буквально захлестнула неформальную художественную Москву, Кабаков был единственным, кто понимал, что всему этому карнавалу необходима структура.

Название инсталляции «Альтернативная история искусств» кажется просто пугающе честным: в свое время Кабаков действительно перекроил эту самую историю, и последние 20 лет русское искусство прожило по написанным им правилам. Но что бы художники Илья и Эмилия Кабаковы ни имели в виду, делая такую инсталляцию сегодня, прошлого не воротишь.

Что же касается мирового сообщества, тут Илья и Эмилия Кабаковы отвечают за фрустрацию. Псевдоидеология совкового быта, в качестве создателя которой стал знаменит Кабаков, постепенно переросла свою узкую советскую специализацию и стала общечеловеческой. Сейчас инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых представляют собой немного грустные, немного страшные объемные истории на тему банальности простой человеческой жизни, лишенные какой-либо географической привязки; что-то восхитительно беспросветное, что так точно было сформулировано восточноевропейской литературой двадцатых готов. В принципе, Кабаков всю свою жизнь каталогизирует самые заурядные вещи: кастрюли, мух, кухонные разговоры. В его мире нет стихий, богов или демонов, но есть сонные праздники и прочие монументы убогой тривиальности. Именно здесь, в этой незыблемости бытового болота, Кабаков находит место своим тихим ангелам, спортивным зайчикам и даже куполу православного собора, собранному из мух, но остающемуся куполом. Искусство Кабакова лишено и красоты, и жестокости, и сентиментальности, и освобождающего формализма его коллег из других стран. Оно очень серьезно и, как и положено русскому искусству, очень литературно, но это литература, насильно возвращенная к праотцам. Одеревеневшая в заборах, проржавевшая вместе с кастрюлями.

Для Москвы эти выставки — огромное событие, невероятный прорыв. Как бы ни относились к Кабакову в российском художественном сообществе, он все равно остается главным русским художником конца прошлого века. И каждый, кто сталкивался с его тотальными инсталляциями в музеях, хочет он того или нет, признает их удивительную пронзительность и способность заставлять задуматься гораздо дольше, чем на пару часов.

0
0

Отзывы

9
Александр Сыромятников
133 отзыва, 381 оценка, рейтинг 147
6 октября 2008

<<Без стресса нет прогресса. ... В современном мире интерес сосредоточен вокруг экономики и секса... Феномен советской животности был связан не с недостатком продуктов, а с излишком свободного времени для стояния в очередях>>.

За подобными сентенциями и стоит пойти на <<Игру в теннис>>, там есть неожиданные вещи. Смотришь на них и думаешь: <<Мда, действительно. А я и не знал>>. Гройс и Кабаков задают друг другу вопросы и поочерёдно на них отвечают. Только неспешащему и думающему человеку хватит желания и внимания прочитать этот разыгранный словесный поединок, результаты которого выведены мелом аккуратным девичьим почерком на тринадцати чёрных досках.

1
0
5
Екатерина
32 отзыва, 86 оценок, рейтинг 22
28 сентября 2008

Увы. Кабаков - это не только "прорыв года", но, что до меня, так и "провал года". Во всяком случае, читать о Кабакове, думать о Кабакове, смотреть фотографии инсталляций Кабакова - это одно, а прийти и увидеть все "вживую" - другое. И в тех инсталляциях, что представляет на Винзаводе признанный мэтр концептуализма, чувствуется работа "на живую нитку". Много всего и по-быстрому - рынок "съест" и такое, не слишком готовое блюдо.
Банально, но факт. В текстах, вернее в вопросах-ответах, стенограммах партий в теннис между ведущими умами концептуализма, закрались простейшие ошибки. И, кажется, эти комичные детали рассыпаны по всем представленным инсталляциям. Отсутствие оригинальных работ, вместо которых зрители видят лишь принты, строгость охранников - "Сначала мухи, потом туалет", гравийный пол в последнем...
Ах, жаль, как жаль, что более нельзя любить искусство Кабакова платонически!

1
0
7
Кристи Petushenko
12 отзывов, 22 оценки, рейтинг 14
29 сентября 2008

«Какая разница между зоопарком и цирком?» - «Та же самая, что и между музеем классическим и музем современного искусства: в первом показывают выдубленные и сухие шкуры, во втором шкуры еще не сняты»
«Игра в теннис» оставляет стойкое ощущение подслушивания по телефону диалога двух умных людей, мыслящих, однако, немного нетрадиционно. «Подслушивается» диалог на одном дыхании, каждая «подача» обещает интересное дальнейшее развитие матча.

Инсталляции «Жизнь мух», «Туалет» и «Игра в теннис» представляют собой скорее даже не какой-то арт-объект, а что-то больше и масштабнее. Этакая камера пыток для изощренных, параллельный мир , созданный извращенным творческим мозгом.
«Жизнь мух». Проходя по «советским» тускло освещенным залам я тщетно пыталась подобрать слова, чтобы объяснить англоязычному спутнику, на что это похоже. «Это похоже на хорошо продуманный и тщательно выстроенный в сознании…бред», - только и смогла выдавить из себя я. На самом деле, больше впечатляет, давит и оставляет след не столько тема композиции, а то, как все оформлено, эти будто бы школьные корридоры, стены невероятно сочетающихся коричневого и синего цветов, сумрак помещений и доски эспозиции без традиционной подсветки и разъяснений. Красивый жест вконце – огромная стена с фразами, словно записанными только что со слов посетителей – впечатления, объяснения и отвлеченные диалоги. Взгляд безошибочно падает на фразу, отражающую мое общее впечатление от «Жизни мух» - «Это как при плохо рассказанном анекдоте – у всех, кто при этом присутствует, состояние общей неловкости»
Яркое воспоминание – очередь, выстроившаяся на вход в здание «Туалета».
«Туалет». Вот уж поистине вершина авангардной мысли и плевок в сторону советской жестокой обыденности. Странно тоскливо сжимается сердце, когда видишь накрытый к обеду стол, старую плиту, «интеллигентный» потертый портфель в помещении со знаком «М». Становится страшно, странно и почему-то…обидно за Родину. В половине «Ж» разбросаны пластмассовые игрушки, весят на веревке ползунки. Впечатлительным тут точно делать нечего, половина «Ж» вызывает искреннее возмущение и даже ужас. Шокирующе и впечатляюще.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все