Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Выставка
Немецкие экспрессионисты - художники группы «Мост»

Выставка немецкого экспрессионизма начала прошлого века.
  • Немецкие экспрессионисты - художники группы «Мост» – афиша
  • Немецкие экспрессионисты - художники группы «Мост» – афиша
  • Немецкие экспрессионисты - художники группы «Мост» – афиша
  • Немецкие экспрессионисты - художники группы «Мост» – афиша
  • Немецкие экспрессионисты - художники группы «Мост» – афиша
Живопись, Графика, Скульптура

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
26 августа 2008

В 1905 году четверо жителей чопорного города Дрездена одновременно почувствовали неприязнь к академизму и югендштилю; начитались Ницше и объединились в группу «Мост». Были они не то невротики, не то философы, не то язычники, не то сектанты — в общем, современные художники. Кирхнер, Блейль, Хеккель и Шмидт-Роттлуфф проводили вместе почти все время, делясь холстами, красками, заработками и мировоззрением; проповедовали естество природы, немецкое Средневековье, африканскую пластику, примитивизм и художественный непрофессионализм. В каждой вещи, утверждала четверка, скрыта собственная жизнь, самосознание — и хотя в это трудно поверить, зато легко увидеть. Кирхнер говорил, что необходимо «воплотить в картине что-то от парящего в мире духа или чувства»; для этого достаточно расщепить и препарировать каждый элемент — форму, контур, цвет, свет, пространство, время, звук — и увидеть то, что прорывается наружу контрастными тяжелыми мазками и искривленными формами.

Выставки, которые устраивали друзья, практически никто не видел. За границу они не выезжали, не видя в этом смысла, да и Дрезден не покидали целых пять лет. Первая их выставка состоялась в 1906 году в здании завода осветительной арматуры — вполне подходящая обстановка для такого неожиданного метода живописи. Но Дрезден был слишком спокоен и невозмутим, чтобы отреагировать на подобное хулиганство. Пришлось ехать в Берлин. К 1910 году к компаньонам присоединились Нольде, Мюллер и Ван Донген, а экспозиция переместилась уже в Берлинский сецессион. Параллельно, в 1912 году, в Мюнхене появилась другая важная группа — «Синий всадник», состоявшая из Кандинского, Марка, Клее и других, использовавшая схожие приемы разложения живописи — но приведшие к другим результатам.

«Всадники» занимались искусством более модным, рассчитанным на европейский рынок. Форма в их работах настолько видоизменилась, что достигла уровня абстракции. «Мостовики» же нарушали гармонию, искажали пропорции, забивали суть предмета цветом и острым очерченным контуром — но от самой формы никогда не отказывались. Объединяющим фактором для обеих групп был скорее не метод, а ощущение явной тошноты от современного им искусства. Фактически произошла художественная революция: в результате усилий двух маленьких объединений получилось так, что весь предыдущий век искусства был лишним. Однако надолго растянуть эффект не удалось — уже в 1913 году группы распались на отдельных художников. А после Первой мировой в побежденной стране и само понятие «экспрессионизм» перешло в книги и справочники как очень немецкий способ изображения действительности. Самая же масштабная выставка группы «Мост» неожиданно состоялась в 1937 году, тогда нацистские власти решили еще раз пересмотреть историю искусства, конфисковали часть коллекций немецких музеев и устроили показательное представление «дегенеративное искусство». Выставку посетило около двух миллионов человек — по праву оглушительный триумф.

Спустя сто лет с момента основания группы анализировать картины «мостовиков» с точки зрения эстетики кажется уже несколько неприличным. Угловатые, очерченные резким контуром купальщицы Мюллера, задумчивая артистка Марцелла Кирхнера, сливающиеся цвета в «Осмеянии Христа» Нольде — все это ныне классика. Отношение к «мостовикам» соответственное: художники ежегодно выезжают на аукционы и продаются за кругленькие суммы, облачаются в рамки, занимают почетные места в музеях и регулярно бывают в заграничных турах — вот и к нам в Пушкинский заглянули. И ни о каком бунте речь больше не идет — видели бы они современное искусство.

10
0

Отзывы

7
so_assia
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
9 октября 2008

"Спасибо, что привели меня на эту выставку" - слышалось из уст одной молодой дамы, обращавшейся к своим друзьям. Таким образом она выражала свои эмоции радости. Именно выражение (expressio лат.) эмоций было целью художников группы "Мост". Яркие цвета, густой слой краски и нечёткое изображение, словно попытка описать все чувства сразу. Коллекция, привезённая в Пушкинский музей, заслуживает внимания, если вас по-настоящему интересуют авангардные направления живописи.

После посещения выставки стоит заглянуть в книжную лавку, где продаются не очень дорогие альбомы про экспрессионизм. Это направление не приобрело столь большой популярности в России, как импрессионизм, поэтому книг на русском языке о нём не так много. Для собственного удовлетворения можно ззаодно зайти в соседнее здание Галереи искусств стран Европы и Америки, чтоб понять различия между expressio и impressio.

Единственный фактор, который может способствовать раздражению при посещении выставок, - это люди, работающие в одном из лучших музеев страны. Здороваясь с сотрудниками музея, вы вряд ли услышите что-то в ответ. Когда вам будут возвращать сумку из камеры хранения, то её могут достать вверх дном, и оттуда могут выпасть томик Вольтера и томик Ванейгема, как в моём случае. В Галерее искусства стран Европы и Америки кассирша может захотеть проверить, говорите ли вы по-русски, если ваша внешность не соответствует её пониманию славянского типа. Она спросит вашу фамилию и резким тоном оборвёт: "Откуда вы?". Мне до сих пор не ясно, почему в России билеты для иностранцев (что это вообще за понятие?) стоят в два раза дороже обычных и почему такие люди работают в музее, а не в продуктовом магазине, например?

1
0
7
Irina Volkova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
4 октября 2008

Отличная выставка! Ожидала увидеть что-то надуманное, замороченное, нереальное; а увидела живой, неограниченный правилами, рамками взгляд художника на жизнь! Много женских фигур, портретов. Не так много пейзажей. Очень понравилась картина " Задумавшаяся девушка", " Молодой человек", " В мастерской художника" и много, много других. Получила удовольствие! Спасибо!

1
0
3
Sarah
381 отзыв, 419 оценок, рейтинг 262
30 сентября 2008

Какая-то чушь, за исключением буквально считанных работ. При приближении к очередной картине подруга выдала: « Хммм, «Дом у озера»… А теперь включай аудиогид, пусть нам расскажут, где здесь дом, и где озеро». Что характерно, ни один из этих горе-художников не получил полноценного образования: кого-то выгнали, кто-то сам ушёл из-за лени.
В общем, честно всё просмотрев, страшно устали от этой гадости. Замечательно восстановились за полтора часа, проведённых до закрытия музея в зале французской живописи XVIII века.

1
0
9
gliudza Gliudza
9 отзывов, 11 оценок, рейтинг 9
16 сентября 2008

Эта живопись определенно захватывает, но точно также мощно отталкивает: то к откровенному Ван Гогу, хотя мазок не так отточен; то, как будто бы, к Сезанну, ведь перед глазами расположились именно его купальщики; то к Матиссу, но до него чуть не хватает чистоты и формальности. Выставка бесконечных мощных параллелей и безумных эмоций. Проходя по галереям с графическими листами, хочется разом превратить все существующие кухонные деревянные доски и весь линолеум дома в ксилографии и линогравюры подобно неудержимым экспрессионистам.

1
0
9
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
10 сентября 2008

Выставка стоящая! Редкая! Невольно проводишь параллели с Гогеном, Сезанном, Ван Гогом и др., вообщем более "раскрученными" художниками., даже с тем же "Бубновым валетом". Но в отличие от них, немецкие художники не скупились на очень яркие цвета и, пожалуй, их живопись можно сравнить с всплеском эмоций или сгустком энергий, которые каждый из них, в свойственной только ему манере, выплеснул на полотна.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все