Живопись |
Русский музей одновременно открывает выставки двух, наверное, самых известных после Лисицкого малевичевских учеников, Николая Суетина и Веры Ермолаевой. Они когда-то вместе начинали в Витебске; потом перебрались в Ленинград. Ермолаева, дружившая с Лебедевым, известна больше своими иллюстраторскими делами — «Еж» и «Чиж», детские книги Хармса, Введенского и Шварца; на том и погорела. Сперва оказалась в ссылке по делу об убийстве Кирова, через три года ее расстреляли. Суетин хоть и работал с так называемым агитационным фарфором — то есть на очень вредном производстве, был удачливее и умер своей смертью; впрочем, прожил ненамного дольше.
Судьба Веры Ермолаевой была судьбой своего трагического времени. Ученица и сподвижница К. Малевича, она развивала вместе с ним принципы кубизма и супрематизма еще в Витебске, а потом и в Петербурге. В Витебске художница вошла в группу "Утвердителей нового искусства" и выполнила ряд проектов супрематических росписей общественных зданий. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Ермолаева обращается к фигуративу – на выставке представлены ее тематические серии: «Деревня», «Спортсмены», «Мальчики» и просто пейзажи и натюрморты. Одной из сторон ее живого творчества, также представленной на выставке, была книжная иллюстрация. Еще в 1918 Ермолаева создает артель художников "Сегодня", выпускавшую лубки и детские книжки-картинки, а позже занимается иллюстрацией детских журналов "Воробей", "Новый Робинзон", "Чиж" и "Еж", книжек издательства «Детгиз» со стихами поэтов-обэриутов: Д. И. Хармса, Н. А. Заболоцкого, А. И. Введенского. В 1934 Вера Ермолаева была арестована и осуждена на 3 года, а в 1937 расстреляна. Документы, связанные с последними годами ее жизни, являют собой немое свидетельство участи свободного художника в тоталитарном государстве и неотделимы от выставленных работ.