Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Aspei-transmental – Восток/Запад

Совместное российско-германское современное искусство.
Живопись, Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Саша Иорданов
114 отзыва, 63 оценки, рейтинг 42
20 августа 2008

Общество художников и поэтов «Аспай» из немецкого Бохума начиная с 70-х наладило теснейшие связи с московским концептуальным кругом, вплоть до родственных, — в результате в Бохуме образовались хорошая коллекция русского концептуализма и ценнейший архив, так что не стыдно показать хоть кому, хоть в той же России, и пусть им (то есть нам) будет стыдно и завидно от такой организованности. Дотошный каталог — вообще самый адекватный формат для концептуального искусства: в каталоге все столь же системно, подчинено идее и тексту — и зрителя стоит предупредить, что в Музее Ахматовой нельзя будет пренебречь видео- и аудиопрограммой, всякими альбомами и каталогами, которые на этот раз самоценны.

Может несколько сбить с панталыку попсня в заголовке: удобоваримая, но неуместная оппозиция «Восток/Запад». Ничего подобного, выставка отнюдь не про различия, а про сходства и совместную деятельность. Например, на видео показывают редчайшую документацию московской группы «Коллективные действия»: в конце 80-х съемками их перформансов занималась участница бохумской группы Сабина Хенсген, тогда — жена лидера КД Андрея Монастырского. В аудиозаписи — авторское чтение Дмитрия Пригова: кое-что из изданного впервые именно в Бохуме. «Аспай» устраивал и выставки московских концептуалистов в Германии, благодаря чему в коллекции оказался, например, фрагмент одной из фирменных «картотек» Льва Рубинштейна — поэмы отрывочных замечаний, записанных на библиотечных карточках. А также объекты из газетных вырезок Вагрича Бахчаняна и офорты Владимира Янкилевского, съемки «артефактов» Франсиско Инфанте и макеты инсталляций и живопись Владимира Немухина…

Даже не в концептуализме дело и не в умении образцово содержать архив — дело в таланте налаживать и поддерживать отношения. Благодаря чему и в среде петербургских художников аспайцы нашли непротиворечивое лыко в строку, добавив к сугубо московским затеям митьковские календари и коллекцию забавных бытовых граффити Ольги и Александра Флоренских, проект музея современного искусства на Уралмаше Глеба Ершова и Станислава Савицкого, фотографии и фильмы Евгения Юфита.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все