Москва

Выставка
Гласность/Перестройка

Тематическая выставка про искусство 80-х.
  • Гласность/Перестройка – афиша
  • Гласность/Перестройка – афиша
  • Гласность/Перестройка – афиша
Фотография, Живопись, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
24 июня 2008

Открывшаяся пару месяцев назад галерея Diehl + Gallery One пропитана советским духом. Располагается она на первом этаже сталинского дома на Смоленской набережной. У входа висит ранее реальная, а ныне мемориальная табличка «Министерство культуры СССР. Московский художественный салон-выставка №1». Внутри парадная лепнина и 600 м2 безупречного пространства. Правда, последнее и прошедшая здесь выставка Дженни Хольцнер ностальгическое ощущение советскости изрядно подмочили. Да и всем этим антуражем владеет берлинский галерист Фолькер Диль. Конечно, он входит в экспертный совет «Арт-Москвы» и регулярно выставляет в своей немецкой галерее русских художников — но западного происхождения не скроешь.

Посему и название новой выставки в пространстве на Смоленской набережной «Гласность/Перестройка» стоит произносить с западным акцентом и воспринимать с тем же подходом. Фолькер, насмотревшись на магазины первого этажа ЦДХ и объединившись с лондонской галереей Haunch of Venison, собрал в кучу произведения разного рода нонконформистов, повылазивших на арт-сцену во времена перестройки. Одновременно с ними на западный рынок массово прорвались звезда, серп и молот, Гагарин и буденовка, в моду вошел СССР. Этот феномен попытались изобразить галеристы. Только в их архаичной сувенирной лавке вместо кружек и сумок сплошь картины и художественные объекты. Пока разные слои общества пытались привыкнуть к пресловутой свободе слова, художественное сообщество вовсю творило прозападнические или псевдонационалистические работы; открывало левые выставки и выезжало за границу. Сделано в России, но уже — как на Западе. Мускулистая рука с кока-колой на фоне надписи «Молотов» — художник Косолапов. Красный атлас с черным кораблем и надписью «СССР» — Тимур Новиков.

В 80-е это искусство именовалось «другое». Теперь оно просто «наше». Тоталитарный режим, экономика дефицита, ощущение тернистости пути и собственной избранности рождали порой весьма экзотическое искусство. Но именно такому арту и мог сопереживать Запад. Искусство угнетенного подпольного советского художника, балансирующее между состраданием и удивлением, проникло в нежные сердца заморского журналиста, галериста, зрителя так крепко, что сидит в нем до сих пор. Кроме того, с точки зрения экспонирования оно невероятно гибкое и удобное. Иван Чуйков, Игорь Макаревич, Александр Косолапов, Андрей Ройтер, Сергей Шутов — несмотря на очевидные различия, прекрасно смотрятся на белых музейно-галерейных стенах и с легкостью объединяются в тематические националистические экспозиции «русский соц-арт», «русский поп-арт», теперь вот искусство перестройки.

3
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все