Выставки Москвы

Выставка Альберто Джакометти, Москва
Музей личных коллекций, 17 сентября – 20 ноября 2008

8.2

Первая ретроспектива живописи и скульптуры швейцарского художника.

Место проведения

Цель музея, расположенного в отреставрированном здании рядом с ГМИИ им. Пушкина, — наиболее полно представить частные коллекции, в разные годы переданные музею. Экспозиция, в которой есть как реалистическая живопись XIX века, так и художники-авангардисты, построена по хронологическому принципу, а рядом с каждым экспонатом обязательно упомянуто имя дарителя.
телефон+7 (495) 697 16 10
адрес
ценаВход 100–200 р., для детей до 16 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
469
оценок:
213
рейтинг:
583
9

Большинству граждан России Альберто Джакометти известен тем, что на последней ярмарке «Арт-Базель» его скульптура «Венецианка» была куплена Романом Абрамовичем за 14 миллионов долларов; из этого следует, что Джакометти, во-первых, скульптор, во-вторых, хороший — не самая исчерпывающая характеристика. Как говорили в фильме «Звездный десант», хотите узнать больше?

Ключевые слова здесь — Швейцария, скульптура, сюрреализм; впрочем, каждое из них можно отнести к Джакометти лишь с некоторыми оговорками. Да, он родился в Швейцарии, но долгое время жил в Париже, в искусствоведческой литературе его имя не реже встречается в ряду первых величин французского искусства — через запятую с Пикассо, Браком, Миро и Андре Бретоном, — чем в контексте искусства швейцарского (где, кажется, кроме Джакометти и Пауля Клее, всемирно известных художников в XX веке и не было). Сюрреализм — это тоже как посмотреть: Джакометти все время мотало из стороны в сторону, в зависимости от места жительства и круга общения его заносило то в реализм, то в кубизм, то в сюрреализм. Да и скульптура появилась не сразу: начинал Джакометти как живописец.

И все же: Джакометти — что бы он ни делал, как бы его ни носило — это абсолютно индивидуальный, неповторимый стиль. В 30-е годы, когда художник занялся проблемой соотношения массы и тела и положением фигуры в пространстве, бронзовые скульптуры Джакометти вытянулись, отощали и покрылись мелкими неровностями — стали похожи на сгоревшие спички. В эти годы художник создает «Скульптуры в клетке», головы или тела, заключенные в тонкие рамы, а также «Женщину с букетом», «Женщину-ложку» и «Женщину с перерезанным горлом» (подобную хрупкую женщину-спичку как раз и приобрел Абрамович). Откуда взялись эти болезненные фигуры — бог весть; может, это следствие неудачных романов, может, жилищной неустроенности, а может быть, это связано вовсе не с биографией, а с историей, и Джакометти говорил не о собственных драмах, а о боли и страдании мира, которых у мира в первой половине прошлого века было больше, чем когда-либо.

Так или иначе — судить об этом раньше можно было только по переводным монографиям: Джакометти в Москве не было. Была только соц-артовская работа Леонида Сокова «Встреча двух скульптур» — злобного вида Ленин пристально смотрит куда-то в горло скульптуре а-ля Джакометти, которая за счет высокого роста нависает над советским вождем, но это не в счет. Ретроспектива в Пушкинском — первая в России серьезная выставка скульптора, на ней будут представлены как скульптуры, так и картины, общим числом около 50, из швейцарских собраний. Детали на момент сдачи номера в печать неизвестны — но разве это что-то меняет?

5

Отзывы пользователей о выставке «Альберто Джакометти»

Фото lumari
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Была на выставки Альберто Джакомети. Это был сентябрь 2008 г. Они страшные. Очень страшные. Как воскресшие мумии. Я думаю о том, что или он просто был одним из первых или он действительно талантлив, или это и есть талант быть первым, а может ему просто повезло, и он оказался в нужном месте и в нужное время. Кто-то сказал, его скульптуры будто рождаются из песка, пепла, да это правда. Они будто восстают снизу. Тянуться и растут к небу. Они прекрасны и Джакомети молодец. Я не совсем могу почувствовать что внутри у скульптур, но я разберусь в этом, надо время подумать.

2
Фото gliudza Gliudza
отзывы:
9
оценок:
11
рейтинг:
9
9

Выставка, на которой очень жестокими кажутся общепринятые музейные правила – ведь все скульптуры откровенно и невозможно сильно
хочется потрогать. Фактура превращается в избалованного героя работ
Альберто Джакометти, дополняя собой сочетание очень тонкого и невообразимо
вытянутого, широкого и плоского, скользяще-гладкого и всклокоченного.
Каждая часть этих скульптур существует как будто бы в двумерном
пространстве, настолько она упрощена, но при взаимодействии с другими
составляющими дает возможность решения трехмерной реальности, каждый раз
передавая остроту вхождения формы в среду и сосуществования с ней.
Безупречные по исполнению, но ужасно графически дребезжащие офорты,
гравюры и рисунки ровно также нещадно побуждают попробовать их на ощупь.
Сочетание атриума, залов, заполненных скульптурами, и балкона с
фотографическими работами Эрнста Шайдеггера, коснувшихся частной жизни
Джакометти, и дающие возможность ощутить его работы внутри свободной
фотографической среды в противовес материальным, стоящим неподалеку и
закрепощенным пространством музейных залов. Снятый интерьер мастерской
художника - как следствие или причина характерной техники исполнения самих
скульптурных работ. Естественный для творческого человека хаос вокруг
превращается в обобщенную чувственную смесь, собранную из отдельных
угловатых холстов, драпировок, банок, острых кистей, смятых бумаг,
живущих своей собственной шуршащей жизнью. Аналогично и образ самого
художника умело иллюстрирует фактурно-причудливые поиски выразительных
средств сюрреалистических скульптур Альберто Джакометти.

2
Фото Ира  Кадыкова
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
9

Альберто Джакометти –пропустить нельзя


Альберто Джакометти - человек искавший, пробовавший и, видимо, поэтому не усомнившийся в своем предназначении и таланте.

Работа Джакометти удивительно легко воспринимаются. Глаз цепляется, улавливает стройность силуэтов, четкость линий, выразительность фактуры.

Казалось бы, что может быть скучнее дорожного знака, но для художника – источник вдохновения, новый виток поиска…

1
Фото freshe_lola
отзывы:
1
оценок:
6
рейтинг:
1
7

Шел на выставку с внутренними предубеждением, что Джакомета это что то среднее между Роденом и музеем парковой скульптуры при Цдх (вот что значит невежество). На самом деле, получить представление о Джакомете можно только вживую, никакая книжка или интернет не транслируют вообще ничего. Выставка очень хорошая, потому что дает объемную картинку о Джакомете как художнике. Тот случай, когда рекомендуется вдумчиво читать то что приписано на белом листочке, тогда становится понятно с какими материями экспериментиовал мастер. Ведь, по сути, только постоянный эксперимент, может отнести художника в разряд титанов, таких как Микелянжело, Гог или Бойс. Судя по увиденному на выставке, Джакомети если не стоит вровень, то сидит с ними за одним столом.

1
Фото Прядихин
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
1
9

Однажды Джакометти прогуливался вдоль освещенной солнцем поляны, .... Ему всегда нравилось наблюдать . Любимый сюжет -- фигура человека против солнца , дерево против солнца , дом в контражуре ------- отсюда и секрет формообразования его скульптур - оплавленный контур растворяющихся против света силуэтов ,- осталось только поработать над пластикой поверхности , что прекрасно и было им решено.... ЕЩЕ одно подтверждение , что форма гоподствует над содержанием. Снимаю шляпу. Пряд.

0

Галерея