Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Выставка
Эрвин Вурм (Австрия)

Ретроспектива австрийского скульптора-деконструктивиста.
  • Эрвин Вурм (Австрия) – афиша
  • Эрвин Вурм (Австрия) – афиша
  • Эрвин Вурм (Австрия) – афиша
  • Эрвин Вурм (Австрия) – афиша
  • Эрвин Вурм (Австрия) – афиша
Скульптура

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
24 июня 2008

Австрийский художник, фотограф, режиссер Эрвин Вурм, вообще-то, скульптор. Скульптура — вещь объемная и тяжелая, трудоемкая и, честно говоря, как вид деятельности устаревшая. Оттого ее почти не производят, потому ее редко выставляют. Хотя жанр сам по себе интересен, как любое ограниченное искусство. То есть придумать что-то новое, не переходя, уж простите за тавтологию, формальные рамки формы, невероятно сложно. А Вурм взял и придумал.

Его скульптура, как и подобает порядочному монументу, объемна, огромна и внушительна. Только ее можно сдуть, сложить, упаковать в коробку и увезти в чемодане. Еще ее можно сфотографировать или снять на видео, что с точки зрения транспортабельности весьма и весьма практично. Конечно, тут можно возразить, что это вовсе не скульптура, а собственно видео и фотография. Черта с два — скажу я вам, и то же самое наверняка скажет Вурм. У австрийца есть такой специальный, выведенный им самим вид «одноминутных скульптур», которые только на пленке и существуют. Например, это люди, запутавшиеся в одежде в какой-нибудь неестественной, сложной позе. Больше нескольких секунд так не просидеть. Кажется, что у них ни рук, ни ног, а только колготки — или ни тела, ни головы, а лишь свитер. То есть человек и предмет гардероба вместе — абстрактная форма, статичная скульптура, существующая лишь короткий миг, продленный на пленке.

Человек у Вурма — пластичный материал для лепки. Только очень сложный, с собственным характером. Эффект от такой скульптуры непредсказуем. Форма, естественно, задана художником (Вурм всегда делает предварительные рисунки монументов), но за ее содержание поручиться невозможно. На этих «минуточках» легко можно было бы преподавать Фрейда, к которому, кстати, и сам художник периодически обращается.

К этой идее Вурм пришел не сразу. Он работал и с неживой материей. Делал плоские объекты из жести, дерева, пыли, надувал дома, создавал съезжающие по стене машины, гнутые автобусы. Общее — это измененное, неестественное состояние материала, деконструкция объема, тяготения, пространства. Вурм постоянно спорит с природой, все время пытается ее обмануть, хотя бы на несколько секунд. Получается игровое искусство, основанное на принципе «а что будет, если…». А что будет, если вставить человеку в рот банан. Или что будет, если посадить женщину на швабру, или что будет, если «феррари» вдруг станет пухлым. Результат — забавнейшие абстрактные или по-магриттовски сюрреалистические штуки, приводящие в восторг любого зрителя.

Эта умопомрачительная веселость — обманчивое первое впечатление. Вурм пользуется приемом гротеска, а гротеск — это, как правило, критика. Критика на общество потребления (распухшие шарообразные люди), антиглобализм («В поисках бомбы»), абсурдность человеческого поведения (человек влюбляется в дом и женится на нем). Работы австрийца находятся на тонкой, еле заметной разделительной черте между смешным и ужасным. Смешно видеть человека, балансирующего на теннисных мячах, спрятанного в десятках брендовых сумок, лежащего головой в собачьей будке или компактно упакованного в красные брюки, — только быть таким человеком ой как страшно.

4
0

Отзывы

7
Кристи Petushenko
12 отзывов, 22 оценки, рейтинг 14
29 июня 2008

…девушка, согнувшись пополам, залезает в коробку, другая обнаружила дырку в зеленом ободранном диване и просунула туда ногу, парень пытается установить ножку стула у себя на переносице. Высоченные полупустые залы ЦДХ и белый ковер служат декорациями для этих необычных хеппенингов.
Интереснее всего в выставке австрийца Эрвина Вурма в ЦДХ оказывается даже не cама идейность или абсурдность скульптур или фотографий, а полная интерактивность всей экспозиции. Единственное, что ограничивает посетителя от приобщения к арт-действию – тот самый белый ковер и приглашение снять обувь перед тем, как ступить в зону истинного contemporary art.
Лично мне, после абсурдных видео о страсти девушке к радиатору отопления и умопомрачительных зрелищ человека-коробки и человека-холодильника, сложнее всего будет выключить ощущение двойственности – дикую свободу перформанса (присущую так называемым «одноминутным скульптурам») и жалость к трогательным статическим элементам экспозиции.
Думаю, диалог идущих по стенам героев одного из видео завершает логическую цепочку и элегантно подчеркивает центральную, далеко не такую абсурдную, идею творчества Вурма: «Реальность правды – изобретение лжецов. Правды не существует, она создается нами».

4
0
9
Art_critic
2 отзыва, 1 оценка, рейтинг 1
24 июля 2008

То, что выставка Эрвина Вурма «Держи голову в холоде» открылась напротив главного парка развлечений страны, кажется вполне логичным. Ведь Вурм предлагает нам окунуться в мир ни чуть не менее веселый, чем мир золоченых лошадок, огромных плюшевых зайцев и сахарной ваты кричащих расцветок. Погружение продумано до мелочей, а потому происходит плавно. Сначала зрителю предоставляется возможность детально рассмотреть такой же старый и яркий, как большинство горьковских аттракционов, автобусик WV, изогнутый, в отличие от тех же аттракционов не механическим, а якобы телекинетическим способом. А из небольшого телевизора, расположенного прямо на полу, звучит тем временем одна из композиций Red Hot Chilly Peppers, настраивающая на задорный лад.
Далее посетителя встречают разбросанные на ковре моющие средства, дырявые холодильник и диван, многочисленные мячи, карандаши и… вантус (между прочим, гораздо более чистый, чем парковые скамейки). Неискушенному зрителю может показаться, что это вещи, приготовленные работниками ЦДХ на выброс. Но нет! Все эти вещи заготовил для нас Вурм и снабдил инструкциями. После изучения последних становится понятно, что дыра в холодильнике необходима для того, чтобы было удобно брать пиво, охлаждая при этом и голову, на вантус можно в буквальном смысле слова опереться, а уж для карандашей и вовсе тьма применений.
Наигравшись вволю с вантусом и холодильником можно переходить в следующий зал, где взору открывается вид на чудную «скульптурную аллею». Чудную – в прямом смысле слова: здесь и инопланетно-хромовые безголовые тела, и невероятных форм персонажи в цветастых свитерах, как будто отразившиеся в кривых зеркалах, и памятник бутерброду, такому же «съедобному», как и изделия, продающиеся в уличных едальнях в парке напротив. А что самое главное, каждый может стать частью экспозиции, всего лишь сняв обувь и ступив на белый ковер. Более того, имея фотоаппарат, желание и воображение, можно стать соавтором вурмовских «одноминутных скульптур» – фото себя и невероятных персонажей в неестественных и сложных позах.
После этого можно чуточку передохнуть в пузатеньком белоснежном домике, по виду напоминающем зефирного человека из «Охотников за приведениями» и посмотреть небольшой мульт, повествующий о переживаниях этого самого здания или произведения искусства, а может и здания, и произведения искусства.
Выйдя из «зефирного домика» стоит стряхнуть с себя задумчивое, после просмотра, настроение и завернуть к трем телевизорам, показывающим как с жутким грохотом сминаются при помощи кувалды железные баки. Приняв этот своеобразный холодный душ для души, зритель «на дорожку» может посмотреть короткометражный фильм, который является апофеозом выставки. Ведь фильм не только поражает неожиданным спецэффектом, но и дает ценную информацию о том, что генетические коды банана и человека совпадают на половину. А самое главное - он разъясняет суть выставки одной емкой фразой: «Реальность правды – изобретение лжецов. Правды не существует, она создается нами»
Итак, человек, посетивший этот художественный аттракцион, за раз убьет не двух, а сразу нескольких плюшевых зайцев. А именно:
1) «Подержит голову в холоде» просторных залов ЦДХ жарким московским летом.
2) Пополнит альбом фотографиями, которым будут завидовать даже приехавшие с экзотических «югов».
3) Почувствует себя сопричастным к созданию произведений искусства – «одноминутных скульптур».
4) Посетит кинотеатр.
5) Устроит необычный праздник детям (при наличии таковых).
А главное, все это обойдется дешевле карусельных увеселений, интереснее катания на колесе обозрения и полезнее поедания не лучшего качества шашлыков и чебуреков…

1
0
9
Alen Terks
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
15 июля 2008

Необычная выставка. Кто-то охарактеризует ее одним словом – странно. Современное искусство… Во многом непонятное. Что всем этим хотел передать автор? Ответ на этот вопрос остается загадкой. Во многом это и привлекает. Автор не навязывает свои идеи. Смотря его работы, во многом полагаешься на свои эмоции, ассоциации. Они заставляют мыслить. Наверняка кому-то выставка совершенно не понравилась. Ведь если подумать, то это полный бред: говорящий дом, который рассуждает о том, что он не только дом, но и объект искусства; говорящая пухлая машинка; вода, которая льется не в ту сторону, опровергая все законы физики. Во многом эта выставка эпатажная. Одним словом сумасшедшая! Взять хотя бы видеоролик о том, как человек одевает майку, трусы, носки, затем снова майку, трусы, носки и так много-много раз, что даже устаешь смотреть… Или фотографии людей с ведрами на голове, в непонятных позах и т.д. Все эти работы будоражат воображение. В голове мысль, что автор просто неадекватный человек, раз придумал все это! Но именно такие работы не только удивляют, но и остаются в памяти. Они яркие и необычные. Думаю, что зачастую нам не хватает подобной встряски мыслей и воображения в современном мире, перегруженном информацией и столькими похожими, серыми вещами. Врум опровергает не только законы физики, но и устоявшееся видение мира. А кто сказал, что мир таков, каким мы привыкли его видеть? У каждого свое субъективное мнение. Эрвин Врум выразил свою точку зрения в своей выставке «Держи голову в холоде» и она имеет место быть.

1
0
9
Катринъ
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
10 июля 2008

Потрясающе )) конечно, возникал вовпрос "что все-таки курил автор???". И не одни раз. Говорящий дом. Рассуждения о том, что все люди - гамбургеры и, съедая его ты ешь палец своей бабушки. 3 телевизора с деструктивными звуками долбления молотком о металические предметы. картины скульптур на одно мгновение. тающий завод по производству льда. нелепые изогнутые машины. толтые людишки. и что-то о терроризме. скульптура бутерброду с маслом. все можно потрогать и сфотографировать. жаль, не захватила фотоаппарат(

1
0
9
fake_plastic_me
9 отзывов, 24 оценки, рейтинг 5
23 июля 2008

Из Вурма вышел бы неплохой квнщик)
Получила удовольствие, полазив, потрогав и посмотрев. Я и правда большая живая морковка, допустим, а мой дом тоже умеет разговаривать...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все