Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Йотта Киппе (Германия)

Автопортрет, лишенный всякого самолюбоваия.
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Саша Иорданов
114 отзыва, 63 оценки, рейтинг 42
7 июля 2008

Государственный центр фотографии продолжает серию персональных выставок современных немецких фотографов. После документального феминизма Сюзанны Винтерлинг и глянцевых красивостей Рюдигера Шестага и Ладо Алекси — 37-летняя берлинка Йотта Киппе, несколько последних лет занимающаяся исключительно тем, что изощряется над собственными автопортретами. Сначала Киппе при помощи фотошопа соединяет фрагменты или накладывает друг на друга несколько фотографий своего лица, чуть отличных друг от друга (например, мимикой или ракурсом съемки), а потом ретуширует, выравнивая и затирая нестыковки. В итоге половина рта может улыбаться, а вторая нет; один глаз смотрит прищуром, а второй меланхолично-равнодушно. Искаженное, невозможное лицо — это всегда действует гипнотически; иногда это отталкивает (например, когда белок глаза с одной фотографии скрывает зрачок на другой, словно бельмо), иногда может забавлять, напоминая упражнения, которые мим выполняет перед зеркалом, развивая лицевую мускулатуру, — а иногда практически эманировать ужас, когда Киппе, чересчур увлекаясь ретушью, практически полностью затирает портрет, лишая его даже самого минимального набора индивидуальных черт, будто это не человеческое лицо уже, а какой-то мерцающий луноликий призрак. Она не пожалела себя, пытаясь показать зазор между внешним и внутренним настроением: вот ты приветливо улыбаешься кому-то, а в душе-то зажат и подавлен. Искреннее душевное движение в тисках лживых социальных норм — у Киппе эта тема обретает дополнительный смысл и выразительность в конфликте исключительно формальном: сочетание ретроградства формы (портрет анфас), декаданса содержания (символистическая какая-то, невысказываемая жуть) и современных технологий — симпатична легкость, с которой Киппе сводит все это вместе.

0
0

Отзывы

7
Роман Ос(ь)минкин
56 отзывов, 58 оценок, рейтинг 14
6 августа 2008

Выставка под названием Yottak!_08 (прямая анаграмма имени берлинской художницы Йотты Киппе) приехала в ГЦФ в рамках совместного проекта РОСФОТО с берлинской галереей Blickensdorff.
Yottak!_08 – это лица и еще раз лица. Но это не портреты, с которых на нас смотрят конкретные люди со своими судьбами, поэтому наше любимое занятие составления психо- и социо- типов придется тут же отложить.
Применяя технологию цифровой обработки и наложения одного и того же изображения, Йотта Киппе искажает человеческое лицо до полного стирания индивидуальных физических черт и превращает его в некий антропоморфный объект. Здесь лицо не отражение, а, по словам куратора выставки Яна-Эрика Линдстрема, главный источник творческого воображения и вместе с этим, беспредельно послушный воле художника сырой материал.
Это уже даже не лицо, а лик, оторванный от души и тела и мерцающий сквозь сумрак мира. У лика нету места и времени, он ни к чему не отсылает и никуда не ведёт – он лишь сверхъестественно красив, и этого «лишь» вполне достаточно, чтобы мы застыли во взгляде. Тот же Линдстрем пишет: Они гипнотизируют вас, эти лица, но ничего не говорят о себе…

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все