Выставки Москвы

Выставка Сергей Шутов, Санкт-Петербург
Глобус, 2 июня – 19 июля 2008, Санкт-Петербург

0

Немецкие снайперы и петербургские крыши.

Место проведения

Глобус

телефон+7 (812) 334 98 36
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020
7

Из окон «Глобуса» вид на крыши действительно превосходный — москвичу Шутову пришла в голову мысль о снайперах. Потом о пожарах. Потом даже об инопланетянах, но мысли об инопланетянах Шутову приходят в голову часто и по самым разным поводам. Уфонавты — это же шутовский конек, любимая игрушка, которую ньювейвер на шестом десятке из рук по-прежнему не выпускает; чуть нарочитый его инфантилизм сохраняет впечатление молодости и свежести, видимо.

Задерживаться на инопланетянах Шутов не стал и вернулся дорабатывать первое озарение. Появилось видео, учебный немецкий фильм времен Второй мировой для снайперов. Просто идет себе видео про снайперов, идет и не скрывает, что выставка прежде всего — картин. Кое-что было сделано непосредственно для нее, но вообще-то у Шутова масса схожих сюжетов — а приемы, шутовские фишки не меняются десятилетиями; то есть сказать, что тут новое, а что уже было, затруднительно. «Калашников» в инфернально-мрачном нимбе точно был. А вот таких пожаров и таких инопланетян (фотографии дебиловатых аттракционов и какого-то импортного старого конструктора типа Lego) прежде не было. Веселый хаос тонких лессировочных мазков, будто посыпавшееся разноцветными хлопьями конфетти, — был. А вот эти ньювейверские паттерны, которые вроде тоже были, но тогда казались отпечатавшимися на холсте новогодними снежинками из салфетки, — сейчас они напоминают скорее сетку для ловли мишени в оптическом прицеле, и уже не понять, прежние снежинки или другие. Большой пейзаж с тем ровно видом, что из окон, — это, разумеется, специально к «Снайперу». Но главная здесь вещь — прикрытая маскировочной сеткой стойка мониторов, на которых все тот же фильм. Она концептуально прячется и не дает себя рассмотреть: выставка (видно, додумал Шутов свое озарение) будет про зрение.

0

Отзывы пользователей о выставке «Сергей Шутов»

Фото Роман Ос(ь)минкин
отзывы:
56
оценок:
58
рейтинг:
13
7

На экранах мониторов, предусмотрительно прикрытых маскировочной сеткой, идет учебный немецкий фильм времен Второй мировой. Фильм для снайперов. На картинах – питерские крыши. А на крышах силуэты-цели. Силуэты-цели нарисованы также и на трубах и воздуховодах за окнами галереи.
На тему "художник и оружие" Сергей Шутов рефлексировал и ранее (инсталляция А.К.М. в Кунстхалле, живописный цикл «Небо…Небо…» в Айдан-галерее, посвященный военной авиации). Но Шутов не движется прямолинейно – его «Снайпер» с одной стороны развивает эту рефлексию, а с другой обнаруживает иной подход. Изображается не столько оружие, сколько пространство, в котором невозможен иной взгляд, кроме как через прицел. Но через прицел смотрят и на тебя – отсюда почти физическое ощущение на собственном теле знака мишени. Выслеживание жертвы, задержка дыхания, нажатие на курок – суть сегодняшней среды обитания. Промахнешься, жди расплаты.
Оружие художника - это язык его визуального мышления, а язык – это система знаков, и чем он шире, тем совершеннее оружие. В пределе – универсальное оружие, поражающее любую цель.
Сергей Шутов достигает в своем языке уровня снайперской точности. Нарисовав пейзаж ровно с тем видом, что из окон галереи «Глобус» и поставив у окна винтовку Горбунова со снайперским прицелом, художник переворачивает метафору с ног на голову и провоцирует в нас неподдельное напряжение. Но Шутов не был бы настоящим художником, если бы сам же его и не снял. Вот и на этой выставке со снайперским антуражем соседствуют китчевые картинки из тира в каком-нибудь парке культуры – Папанин на льдине, Чапаев в реке Урал, Нео из Матрицы - цели могут быть и игровые. Но не стоит забывать о том, что любая игра либо моделирует жизнь, либо предуготовляет к ней.

0

Галерея