В каком направлении должна двигаться энергия ци, как обнаружить дао, зачем сутками покрывать листы одинаковыми иероглифами, мне совершенно неясно. Словосочетание «китайское искусство» ассоциируется с Буддой, статуями древних воинов из гробницы императора Цинь Ши-хуанди, дзен-буддизмом, даосизмом, романтичными пейзажами Ци Бай-ши, с Мао, Великой Китайской стеной и соц-артом — и что с этим делать, совершенно непонятно.
Но так считают далеко не все. Современное китайское искусство — модное, популярное, продается за большие деньги на аукционах (на прошлогоднем аукционе Christie’s работа Чжан Сяогана «Портрет в желтом» ушла почти за 3 млн долларов, две картины Юэ Миньцзюня — более чем за 2,5 млн долларов каждая, а серия из 16 абстрактных рисунков Цай Гоцяна за 9,5 миллиона), китайские художники по большей части работают или даже живут в Европе и если изображают Мао, то в этом чувствуется скорее влияние Роберта Раушенберга, чем официальной традиции.
В Москву китайское искусство в его нынешнем виде массово доехало первый раз в прошлом году в рамках Биеннале современного искусства. Теперь Китай — тема масштабной выставки в ЦУМе. Началось же все в 1978 году, когда Дэн Сяопин объявил новый курс «реформ и открытости», ослабив режим, принятый Мао. Китайские художники обратились к импрессионизму и абстракции, лично познакомились с Раушенбергом и начали ломать железный занавес, а с ним и соцреализм. Но в 1989-м в Пекине, на площади Тянаньмэнь, власть с оружием и танками разогнала студенческие демонстрации, и после этого большая часть художников эмигрировала за границу. Здесь китайское искусство в 1993 году добилось абсолютного триумфа — дальновидный куратор Харальд Зееман выставил 16 актуальных китайцев на Венецианской биеннале. С тех пор спрос на произведения «мейд ин чайна» стабилен.
Из шестнадцати скандалистов, удививших Венецию 15 лет назад, к нам привезли лишь одного, зато самого жесткого — Чжан Хуаня. Он прославился в 1994 году акцией «12 квадратных метров». Обмазав обнаженного себя медом, Чжан Хуань провел 3 часа в общественном сортире, заполненном мухами. Позже он стал фотографировать свои и чужие перформансы. В Россию привезли его всемирно известную фотографию «бутерброд», или, если быть точной, «Поднять безымянную гору на один метр» — груду голых тел на лужайке. Привезли фотографии «Четыре времени года», на которых лицо художника Хуан Яня покрыто тончайшей живописью, выполненной его женой, каллиграфом Чжуан Темэй. Выставят статую «Мисс Мао», статую вождя с огромной грудью, высунутым языком и носом Пиноккио, выполненную братьями Гао, одними из самых известных художников Китая, которые уже выставлялись в Москве зимой в рамках фестиваля «Роза мира». Другая скульптура — гигантский красный лакированный «Гомункулус» Чэнь Вэньлина, всем своим видом показывающий, что если человечество начнет размножаться еще и искусственным путем, то катастрофа не за горами — по крайней мере в Китае.
Может, в XXI веке Китай и не станет самой могущественной державой, зато у него есть все шансы реализовать себя в актуальном искусстве. Главное — правильно сориентироваться, прислушаться к гомункулусу и грамотно вложить инвестиции — китайских художников вон сколько, а дорожать все же будут единицы.
Больше напоминает выставку работ китайских диссидентов: Мао с женскими сиськами, Мао в ином уродском обличье, девушка на фоне пустыря и разрухи, китайские солдаты в море крови.
А еще похожие друг на друга композиции с названием вроде вариант 15, вариант 16. Как будто тренировочные работы учеников художественной школы.
Во-первых, о выставке: она сделана непрофессионально. Вещи плохо висят, неудачно освещены, недостаточно подписаны и откомментированы и, главное, непонятно как и по какому принципу (помимо чисто географического) отобраны.
Во-вторых, о самих работах: они очевидно экспортные. Эксплуатируют красную пропаганду, урбанизацию, будд и прочие китайские штампы. Русский эквивалент - водка-валенки-балалайка, Денис Симачёв, wowrussia.com и тому подобное. Большое преимущество - мало-мальски эрудированный европейский зритель (а мы по отношению к Китаю, конечно, европейцы) способен понять, про что речь.Большой недостаток - быстро возникает впечатление, что разговариваешь с зеркалом.
Ну и в-третьих, до сих пор на моей памяти китайского современного искусства в Москве не было вовсе, так что - с почином!
Выставка маленькая, но при этом необычная, как и все выставки, которые проходят в ЦУМе.
Стены покрасили в красный, поставили красные статуи «Мисс Мао» и «Гомункулус», и все это назвали «Китай, вперед!».
Очень заинтересовала картина «Влюбленные мотыльки» и т.д. в этом роде, на которых изображались обнаженные девушки по парам. Создалось впечатление, что для сокращения рождаемости в Китае стали так ненавязчиво пропагандировать однополую любовь...
на мой вкус, очень неоднозначаня выставка.
с одной стороны, в художественном смысле мало что представляет. переживания по поводу бесчеловечности коммунистической машины мы сами проходили. нас этим не удивишь.
с другой стороны, современное китайское искусство переживает небывалый успех на международных аукционах. правда, считается, что успех этот немножко искусственный.
эта выставка -- хорошая возможность нахаляву приобщиться к этому великому.
уже после посещения выставки узнала, что весь антик собран на 1-ом этаже, под лестницей. современное-на 4-ом.