Бывают ретроспективы одного художника, художественного направления, художественного же приема, целого века и даже всего искусства в целом. В московском Манеже совместными усилиями французских кураторов и нашего Дома фотографии появился новый вид обозрения — жизнь одной селебрити в творчестве разных фотографов и видеохудожников. Речь идет о рыжеволосой актрисе Изабель Юппер — «женщине с множеством лиц». Той самой, сыгравшей Эрику Кохут в «Пианистке» Михаэля Ханеке или Огюстину — в «8 женщинах» Франсуа Озона.
Изабель Юппер задумчивая, Изабель Юппер грустная, Изабель Юппер сидит, Изабель Юппер лежит, Изабель Юппер причесанная, Изабель Юппер растрепанная, и так еще сто раз — не правда ли, великолепное зрелище? Помимо разнообразия поз и выражений лица еще больше поражает образ, неважно сколько лет актрисе — 20 или 50, разницы нет: те же вес, рост, грудь — не меняется почти ничего. Часовое пребывание на такой выставке может развить серьезную паранойю. Уже не восемь, а сто одинаковых женщин с сотней разных выражений лица — зрелище серьезное, даже зловещее.
Если хоть на секунду оторваться от Юппер и посмотреть на подписи к фотографиям, окажется, что это не ретроспектива застрявшей в одном возрасте женщины, а очередная фотобиеннале — просто усеченка. Тот снимок сделал основатель «Магнума» Анри Картье-Брессон, вон там — недавно покинувший Манеж и вновь прибывший — Эдуар Буба, это немецкий эротический фотограф Хельмут Ньютон, есть еще видеопортреты нечуждого нам Роберта Уилсона и даже Гэри Хилла, охать и ахать можно еще ровно 95 раз.
Смысл этого искусства — театр, ретроспектива состояний, созданных великими режиссерами. Радость, грусть, злость, время, жизнь, смерть появляются на его подмостках в одном лице. Но все это игра, игра женщины, не существующей за пределами ее образов, за фотографиями нет лица — и это интригует куда сильнее заявленной многоликости.
Изабель Юппер слишком сложный образ, для примерки к какой-либо известной категории красоты. Тысячи веснушек, заменяют искусный грим. Линии лица иногда остро, но все больше плавно входят в систему композиционных планов. Смотрим долго. Уже зная наверняка, отойдешь сейчас или продолжишь стоять, определенности в понимании и ощущении этой женщины получить невозможно.
Интересно появление видео в ряду стационарных фотографий. В соседстве с неподвижностью материальных снимков, оно начинает терять основные свойства четырехмерного пространства. Теперь это, лучше называть всего лишь оживленной фотографией, без учета временных ориентиров. Динамика жизни здесь настолько незаметна, что активность некоторых портретов совершенно убивает ее. Но, не смотря ни на что, безусловным положительным качеством становится ощущение более явного присутствия самого основного из общего множества лиц Изабель Юппер.