Выставки Москвы

Выставка Сергей Щербаков
15 апреля – 20 мая 2008

0

Фотография, которую плохо видно.

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020
7

Позапрошлым летом у Сергея Щербакова была скоропалительная однодневная выставка. Главная прелесть заключалась в том, как это было сделано: никакой экспозиции, фотографии — довольно крупноформатные отпечатки — ворохом лежали на столах, и посетители их перебирали собственноручно. И первое переживание от фотографии было не как от образа, а как от вещи. Вот это удивительно у Щербакова, ни на кого не похоже: для него фотография служит способом не изобразить что-нибудь, а напротив — словно бы скрыть, будто покровом каким или ширмой, попавшую в объектив реальность. Фотография выступает не как посредник между зрителем и объектом, когда-то зафиксированным фотографом с помощью камеры и т.д., — нет, визуально она является скорее помехой, так любит Щербаков всякие эффекты и артефакты, пятнышки и потертости. Они изображение, разумеется, красят и добавляют особого настроения, но прежде всего — отвлекают от него, оттягивают зрительское внимание на себя. Артефакты придают напряжение вглядыванию — что же там, черт его дери, происходит? — а еще вводят элемент случайности в выверенные в остальном композиции. Той случайности, которая вообще в сути фотографии, но не фотографии Щербакова. Потому что для него фотография прежде всего — поверхность, а не то, что мы видим как бы за ней; тут приходит на ум аналогия с революцией в живописи в конце XIX века, когда перемена в отношении к холсту как к поверхности, реальной тряпке, измазанной красками, а не как к иллюзорному окну в раме, — эта перемена изменила историю искусства. Только вот фотографии Щербакова ничем не напоминают какой бы то ни было авангард, наоборот: фотограф явно склонен к ретроспективизму. И фотографическое «здесь-и-сейчас» — это совсем не то, что привлекает Сергея Щербакова. Вот и девушек для «Контактов» он выбирал по следующему принципу: чтобы была, конечно, красивая, но чтобы красота была при этом, как бы сказать, небезусловная, что ли. То есть если вообще фотографировать красивых девушек (занятие — банальней не найти), сама красота должна быть небанальная. Нездешняя или несовременная. Опять-таки — в модусе как бы несуществования. Фотография запечатлевает… несуществующее. Звучит странновато, но на принцип Щербакова похоже. Или даже неважно, существующее или нет, поскольку важнее все-таки поверхность. Вот она для него реальна — и Щербаков, вместо того чтобы легко добиться тех же эффектов в фотошопе, честно скупал по объявлениям старую, давно просроченную пленку и снимал, рискуя затем проявить и не увидеть ничего (что часто и происходило). Тоже фактор случайности, эффект вмешательства настоящей, непридуманной жизни. Иной фоторепортер рыщет в поисках этой жизни, полагая в этом свою задачу и свой кайф. А Щербаков свой кайф ловил, проявляя старую советскую «Свему».

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить