Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Иван Шишкин

Иван Шишкин

Средняя оценка: 4.6 из 5

Голосов: 7

Проголосовать
Выставка закончилась

Живопись

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 7
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1017 спасибо

В споре любителей и нелюбителей Шишкина взять сторону последних стоило бы уже потому, что они хоть знают, за что не любят. Шишкина не любят: а) за то, что его любят те, первые; б) потому что сама претензия Шишкина на владение умами и воображениями, мягко говоря, не обеспечена. Иван Иваныч и был — Иван Иваныч. «Простота и прямота», — ответил он в 1893 году «Петербургской газете» на вопрос, какая главная черта его характера. «Верстовой столб в развитии русского... Показать полностью

В споре любителей и нелюбителей Шишкина взять сторону последних стоило бы уже потому, что они хоть знают, за что не любят. Шишкина не любят: а) за то, что его любят те, первые; б) потому что сама претензия Шишкина на владение умами и воображениями, мягко говоря, не обеспечена. Иван Иваныч и был — Иван Иваныч. «Простота и прямота», — ответил он в 1893 году «Петербургской газете» на вопрос, какая главная черта его характера. «Верстовой столб в развитии русского пейзажа», — определил его не без иронии Крамской (тоже Иван, но Николаевич все-таки): именно столб — по сути, дубина дубиной, хотя и видная со всех сторон вещь. Простая и прямая. Нужная вещь. Положительно, если бы человечество состояло только из Шишкиных, то был бы давно коммунизм; но представить только, что Шишкиными набит целиком, например, Русский музей… Все это обернется такой тоской… «Раздолье, простор, угодье; рожь, Божия благодать; русское богатство» — знаменитый шишкинский комментарий на одном из этюдов; он будто в амбарной книге расписался, сын купеческий: вот те рожь, вот богатство, как договаривались… Последние иголочки рисовал так, что всматриваться можно до бесконечности, пока поле зрения не сократится до абстрактного салата мазков, когда уже носом в холст буквально. Натуроподобие «как на фотографии», потакающее самым простым вкусам: если бы оно от простоты только шло, да это ж программа! Это шестидесятые во всей своей благородной глупости и самоуверенности, это же Бюхнер и Молешотт, Спенсер и Фурье: поэзия есть нечто ненужное ввиду полной ее бесполезности. Впрочем, нужны такие как бы театральные задники, фоны — для презентации полезных мыслей. Художнику остается просто рисовать; «х…чить, х…чить и х…чить», как сформулировал эту задачу другой шестидесятник, нашего века, тоже простой и прямой человек Боб Кошелохов, про которого здесь рассказывалось в прошлом номере. У Шишкина эта мысль выглядела еще пафоснее, оттого пространнее: «Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение — это сама работа!» И что, больше ничего, никакого другого способа нет, кроме как глаз не отводить от этого бесконечного гербария? Как часто за два-три-четыре-пять этюдов в день приходило к вам вдохновение, академик Шишкин? В ответ — холодок непонимания, о чем вообще речь, чего все пристают с требованием какого-то искусства, почему мало всем ботаники, подкрепленной народностью содержания. «Богатырская природа для богатырского народа», — ухнул в защиту любимца Стасов, но этого-то слушать вообще надо вполуха; «богатырский народ» — все та же холодная и расчетливая риторика для масс, как вот «раздолье» с «благодатью». …Шишкин будто под нос продолжал бубнить: «Борьба с технической частью искусства — тайна развития таланта», — но сам по правде вряд ли был в эту тайну посвящен. И только глядел, как ученики почему-то опять и опять уходят от него: «легкий мальчик» Васильев — к Крамскому, студенты в Академии — в конкурирующую мастерскую к Куинджи…

Где-то к середине 1880-х он словно осекся и оглянулся: вокруг были совершенно новые люди; какой-то Поленов…

И — прозрел не прозрел, но вошел в период самопального, так сказать, импрессионизма: стал высветлять палитру, счел жестковатой прежнюю светотень, этюды принялся писать как картины — или наоборот? — искал, в общем, «улыбку природы навстречу радостно играющему солнечному лучу», как сказал Белинский — как смог сказал — о поэтическом чувстве, которое только и стоит искать в лирическом пейзаже. Белинский, кумир, как же раньше не попадалась Шишкину эта фраза? Захотелось воздуха, простора настоящего, а не как учили; тут пошли многочисленные «туманы», «дали» и даже такое убитое для нового восприятия и недоступное для свежего взгляда «Утро в сосновом лесу» — оно как раз из этого периода, последнего для художника. На вопрос «Кем бы я хотел быть» в анкете все той же «Петербургской газеты» — это за пять лет до смерти — он отвечал: «Действительно великим художником». То есть по крайней мере сам иллюзионист на свой счет иллюзий не строил.

Еще один критик, теперь точно без иронии, но все равно хорошо назвал: истый сын дебрей Русского Севера. Вот-вот, дремучесть порой непроглядная. Кто не знает, как это — не любить Шишкина, пусть однажды взвесит кубометры дров, перелистав альбом и поделив избранные полотна, особенно ранние, но и поздние тоже можно, поровну на левую и правую части. Поначалу покажется даже, что у нашего автора было что-то вроде болезни, проблема со зрением типа астигматизма — так настойчиво будет повторяться этот прием с просветом слева и глухой стеной зелени, самого плоского цвета, справа; это рождает стереоэффект, так учили — ну и выучили. Одно и то же: «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» 1872 года — первая картина, купленная Третьяковым в галерею, — и «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги» 1898-го из Русского музея, последняя картина художника, законченная незадолго до скоропостижной смерти за мольбертом. И там и там — справа стена, слева прогалина, стекает по одному маршруту ручеек, приятно разнообразящий засилье органической материи. «Сосновый бор» отличается бардаком пней на переднем плане (надо же как-то решать передний план!) и двумя медведями в качестве оживляжа (надо же потрафить зрителю, иначе не станет смотреть и не проникнется патриотической мыслию!) — и в целом ранний пейзаж сравнительно с органной музыкой сосновых стволов «Корабельной рощи» напоминает, если продолжить музыкальную аналогию, настройку оркестром инструментов еще до выступления. Каждая былинка дует в свою дуду, не считаясь с прочими, и каждая травинка будто на парад собралась. А в «Корабельной роще» хороша эта хлипкая изгородь на переднем плане, буквально трещащая под напором мощных сосен: это куда более ловкая деталь сравнительно с бессмысленными пнями и совершенно дрессированными медведями в московской картине; на то она и нужна, чтобы трещать, эта изгородь, и чтоб ее придумать, годы ушли… Любитель Шишкина, возможно, даже станет меньше жалеть, что «Сосновый бор» на выставку Третьяковка так и не дала.

Хотя, конечно, безобразие. Вот еще причина не оказаться сейчас среди любителей Шишкина: любитель должен огорчиться нынешним юбилеем гораздо больше, чем нелюбитель, хотя и тому обидно — Шишкина к Петербургу сильно обточили. Полновесный московский вариант отпал. Развалился на выходе. Часть экспонатов поехала домой через Белорусский вокзал, часть домой же, но через Киевский, часть осталась в Москве — тоже дома; остались, например, «Сосны, освещенные солнцем» — вот как раз середины 1880-х вещь, совершенно этюдный, такой невыдуманный и свежий среди театральной шишкинской бутафории мотив; кажется, лучший его пейзаж как пейзажиста, Шишкина-Шишкина, а не пост-Венецианова, квази-Калама, вместо-Васильева, не как певца богатырской природы или верстового столба, не как престидижитатора-иллюзиониста (ах, какая была бы визитка, сверху просто «Иван Иваныч», ниже коротко «Шишкин» и дальше «престидижитатор», чтобы зубы застывали, пока выговоришь; в целом получается на него очень похоже).

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Лучшая рецензия
Оценка: 5 из 5
Спасибо! 7
Петр Кузнецов

9 рецензий · 10 оценок · 35 спасибо

Что ж, уважаемый Константин Агунович, разнесли Вы, казалось бы, Ивана Ивановича в пух и прах. Однако Ивана все равно любят. Почему?

Потому что, что на протяжении всей истории человечества (здесь остановитесь и ясно осознайте этот факт) так виртуозно рисовать пейзаж не научился никто и никогда.

Мало того - даже близко не приближался.

Ни в Италии, ни в Голландии, ни во Франции, ни в России ни в 19 веке, ни в 20. Никогда и никто не достигал такого уровня. Шишкин, этот наш простой... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 1
telegraf

9 рецензий · 58 оценок · 4 спасибо

Странно слышать критику.
Что бы не говорили специалисты, как бы много книг по искусству не было бы перечитано, мастерство и техника не могут существовать сами по себе. Впечатление, что получено от картины, - самый главный критерий.
Вот я, например, долго стояла перед одной-единственной картиной. "перед грозой". даже холодный свежий ветер пробежал по лицу.

кстати, я удивилась, что многие картины похожи на работы английских мастеров. так странно. Непривычно, скорее.
довольна... Читать полностью

Все рецензии 4

Новые рестораны Smørrebrød на Цветном, «Восход» в «Зарядье» и 800°С Contemporary Steak

Масштабные игры для больших команд

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Игровые площадки для лучшего торжества

Космический квест, который точно понравится детям

Группа Little Big снимает самые смелые клипы — вот еще один. Он рассказывает о любви корейского...

В прокате идет картина «По ту сторону надежды» финского гения Аки Каурисмяки. Станислав Зельвенский...

Если вы думаете, что выбрать косметический подарок мужчине, не интересующемуся уходом, сложно, —...

Премия The Game Awards выбрала лучшие игры 2017 года. А еще на ней анонсировали игры, в которые...