Москва

Выставка
Бьорн Мельхус

Ироничная социальная критика от немецкого пионера видеоарта.
  • Бьорн Мельхус – афиша
  • Бьорн Мельхус – афиша
  • Бьорн Мельхус – афиша
  • Бьорн Мельхус – афиша
  • Бьорн Мельхус – афиша
Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
15 апреля 2008

Галерея Марины Гончаренко работает на честном слове. Художнику предлагают персональную выставку раз в два года, сопроводительный каталог и непременное участие в крупных международных ярмарках; за это он дает слово, что будет производить новый продукт — опять-таки раз в два года — и хранить GMG моногамную верность. Пока таких смельчаков набралось семь, принцип отбора неясен — видимо, основан на личных пристрастиях Гончаренко и арт-консультанта галереи Анатолия Журавлева. С осени в галерее прошла только одна персональная выставка — того же Анатолия Журавлева. По-настоящему обещания галереи начинают работать лишь с апреля — с выставки гуманоида-медиума Бьорна Мельхуса.

Мельхус иногда блондинистый, порой яйцеголовый, в жизни — немецкий видеохудожник в шапке. Главный персонаж всех его работ — он сам. Может, у Бьорна просто нет денег для того, чтобы нанять артистов и снять полноценный ролик, но он эту версию отвергает, говорит, что его творчество — это другой уровень, где на первом месте внутренний диалог с самим собой, статисты здесь не требуются. Начал он как режиссер собственных фильмов, делал их потихоньку, пока однажды какой-то зритель не сказал ему что-то вроде: «Эй, Мельхус, да это не кино, а видеоарт». Дело было в 80-х, когда камера была редкостью, а о видеоарте помышляли единицы. Но немца так воодушевила случайно брошенная фраза, что он бросил кино и занялся видео.

Работы Мельхуса имеют три составляющих: музыку, диалог и Мельхуса, иногда пару Мельхусов, иногда десятки Мельхусов. В 1990-х его клипы можно было видеть на русском MTV, в 2000-х на «Арт-Москве», Медиафоруме и, наконец, в прошлом году на открытии той же GMG, где с двух огромных экранов вещали два погрудных Мельхуса-диктора, явленные из огня, подобно людям нашего соотечественника Гора Чахала. Головы рассказывали о событиях дня и предупреждали о надвигающейся опасности, каждая в своем ритме, медленно сливаясь с сопровождающей техно-музыкой. Зрелище завораживающее и очаровывающее, чего художнику и надо, ведь это пародия на американский канал Fox News, зомбирующий зрителя. Вообще, все работы Мельхуса — это ирония и социальная критика обитателей телевизора. Идея сейчас, может, и попсовая, зато как воплощенная: цветные, яркие видеоколлажи органично вписываются в музыку, вместо слов песни — диалоги каким-то запредельным, отстраненным, идущим изнутри голосом. Мельхусы-дикторы, Мельхусы-ведущие, Мельхусы-пионеры и даже Мельхусы-гуманоиды всегда восстают против одного — культурной унификации. Непонятно только, каков сам Мельхус в отрыве от своих масок. Ясно одно: он ходит в шапке и верен Галерее Марии Гончаренко.

1
0

Отзывы

3
Nickname_is_lost
1 отзыв, 9 оценок, рейтинг 0
2 мая 2008

Первое, что бросается в глаза - размеры самой выставки. две небольшие комнаты - на этом выставка заканчивается. Два экспоната - вот и все. Мне кажется, что россискому зрителю не понять творения Мельхуса, так как, как известно, это пародийные ролики на американский телеканал. Нам же сравнивать не с чем. Нельзя не сказать, что все-таки какие-то эмоции выставка создает. У меня создалось ощущение, что это отголосок из будущего (три диктора на экране говорят определенные фразы с разной интонацией). Слегка встревоженность и малая доля страха - больше ничего я не почувствовала.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все