Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Пятнадцатилетние капитаны – 2

О выставке
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
10 декабря 2007

Как делать, нет, точнее, как быть в искусстве, еще точнее, не в искусстве, а в сфере изящного, эстетического, не делая никакого искусства и не находясь внутри специальной художественной среды, — вот мой вопрос и задача, иначе говоря, как ничего не делать? Как быть прекрасным бездельником по типу дольче фарниенте — библиотека и город как библиотека предоставляют массу вариантов потратить время с пользой для себя и удовольствием для него же — и чтобы не иметь никаких обязательств перед «средой»? Действительно, вопрос. В конце 90-х, когда Иван Дмитриевич Чечот задавал его, поясняя собственное артистическое выступление на очередной акции — фестивале-хеппенинге «Навикулы», всего десять лет назад этот вопрос, бог ты мой, еще имел смысл. То есть не имел ответа. Тогдашняя «Навикула» (заканчивался первый период ее деятельности) еще была эманацией чистого прекраснодушия (с изрядной толикой нарциссизма) и служила своим хозяевам, а не наоборот, развлекая учеников искусствоведа Чечота разнообразными играми а-ля современное искусство. Искусствоведы делали пижонистые выставки-манифестации — смотрите, мы делаем пижонистые выставки-манифестации! — да и кроме выставок профессиональный эксгибиционизм будущих лекторов тешился как мог, чуть что голыми искусствоведы не выступали, а полуголыми точно. Волшебная была эпоха, до тех пор пока не надо было платить за аренду. А как стало надо, началась эпоха другая. Чечот, инициатор галереи и автор ее латинского названия, отошел от всех этих занятий; прочитывая Ивана Дмитриевича, спрашиваешь сейчас: почему ученик не выше учителя, если в нынешней «Навикуле» прекраснодушия даже больше?

Старейшая галерея — 15 лет, бог ты мой! — «Навикула» не галерея в том смысле, как художник может сказать о себе: «Я — художник такой-то галереи». Нынешняя «Навикула» — второго периода, периода Пушкинской, 10, — произвела на свет несколько имен, но своими успехами не воспользовалась (ну там, раскрутить автора, на ярмарки его, продать хорошо), и непонятно, как результатами она могла бы воспользоваться. Благодаря кураторам Глебу Ершову и Андрею Клюканову — кажется, опять из прекраснодушия — на Пушкинской хоть что-то случается вне известного и будто повязанного круга авторов, кураторов, галерей; когда-то, во времена ранней «Навикулы», было популярным слово «альтернатива» — вот это очень похоже. Необработанный материал для будущего мейнстрима. А может, не для мейнстрима, don’t mind… Впрочем, нельзя сказать, чтобы понятие «художник галереи «Навикула артис» было совсем пустым. Стоило обратиться — теперь без выдумок — с предложением просто изобразить лодочку, navicula, и нарисовалась более чем нестыдная компания: молодежь на грани взросления, самоделкины на грани сумасшествия; художники «Навикулы» — они и есть.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все