Фотографы Юго-Восточной Азии у нас известны мало. Иногда проскакивают какие-то вьетнамцы с социальными репортажами, но чтобы высокохудожественно и архетипично, по-настоящему, по-большому, — такого нет. Надежда на такое, величественное по форме и национальное по содержанию, забрезжила, когда этим летом среди малопонятных мероприятий летних фотошкол промелькнула фамилия с отчетливо колониальным пряным привкусом и неопределенного пола (в этом тоже почудилась какая-то шокирующая Азия).
Между тем, хоть тут и не без странностей, шокироваться было особо нечем. Напротив, постановки Вави немедленно привлекали неконтролируемо сложной обработкой негатива. Ее (да-да, это она) предсказуемо захотели снова. Выставка, которую Наварроза катает сейчас по миру, называется «Saturnine: Коллекция портретов, существ, стекла и тени» — ни намека на хоть какую-нибудь ориентальность и филиппинскую аутентичность (универсальный продукт, столичный автор, интернациональный сюр, смонтированный и срежиссированный: призрачные фигуры, все какие-то сомнамбулические сцены типа кошмаров; тревога от контрастов черно-белого и смутный страх перед потрескавшимися зеркалами, паутиной кракелюра и зашевелившейся фактурой снимка). Продукт, прямо сказать, не имеет особого отношения и к мрачному Сатурну-Кроносу, который по идее художницы должен напоминать о вечности, снах и прочих эфемерностях. Если не цепляться попусту к человеку — особенно не зная, что там и как по-филиппински, — то нельзя не признать, что работы очаровательной миниатюрной филиппиночки до зубовного скрежета прекрасны. Если б речь шла о литературе, это был бы такой специальный женский Маркес — Маркес, из которого удалены всякие дурацкие мужские грубости, а оставлены только метафизическая печаль и меланхолия мистика; чуть более нудный и предсказуемый, но готовый — готовая — Маркес.