Если б эти картинки напечатать в путеводителях по разным странам, иным путешественникам и ехать бы расхотелось. Покосившиеся домики, пустые пляжи, черные тени, лесной бурьян, строительные конструкции в чистом поле — чтобы искать в чужих странах такое, нужно быть либо законченным романтиком, либо полнейшим дикарем. На взгляд обычного человека это пространство выглядит как чужой, не слишком гостеприимный дом: пока тебя специально не позвали, делать там нечего, и даже если позовут, все равно будешь чувствовать себя неловко.
Фотографии латвийца Алниса Стакле к путеводителям покамест не имеют отношения, они существуют сами по себе. Фотограф Стакле посещает города — Ригу, Берлин, Архангельск, Москву, Мехико, Оксфорд и Лиссабон — и находит там своеобразные «смотровые площадки», окна в дикий — но уже испорченный цивилизацией — мир. Стакле молод, но — подобно немолодым уже концептуалистам — рефлексирует о чем-то безвозвратно утерянном. Следы техногенного мира на его фотографиях едва заметны, но своим присутствием каждая такая железка и балка убивает чистый пейзаж (в классическом понимании слова, конечно).
Выставку подготовила галерея Photographer.ru, недавно открывшаяся в «Винзаводе» подобным же аутистом, но только родом из Австралии — Трентом Парком. Эти люди — согласно традиции, идущей еще от античности, — не берут на себя смелость творить нечто новое, вмешиваться и переосмыслять окружающий мир. Они ведут себя как незаинтересованные наблюдатели, и путеводители, которые они создают, адресованы в первую очередь им самим.
Мне понравились работы Алнис Стакле в первую очередь за его тонкое восприятие окружающего мира. Он видит ту самую реальность, с который мы сталкиваемся достаточно часто. Но пропуская ее через себя, художник открывает перед нами врата своего мира, чувств, своего Я.
Мне очень запомнилась фотография, к сожалению, не помню как она называется. На ней пространство моря граничит с небом и песком. Здесь тишина. Все окутано безмятежностью. Некое погружение в глубины подсознания.
Вдалеке, на берегу, два маленьких человека (отец и сын) взирают на эти просторы.
В этой теплой работе мне все напоминало тему одиночества. Но это очень теплое одиночество, созерцательное и всеже это личное.
Экспозиция маленькая, но все очень уютно. Советую, как-нибудь, вьюжным днем, туда забежать. Обязательно получите заряд тепла!