55-летняя финская тетушка начинала как скульптор: в 1987-м оформила одну из станций хельсинкского метро разрезанными пополам деревянными лодками — и на этом история про традиционный материал и утилитарную современную скульптуру заканчивается. Дальше Кайкконен занималась сплошь инсталляциями, почти всегда используя самый простой подручный материал, зачастую — утиль: картофельные мешки, стеклянную посуду, пенопласт. Но особенно часто — одежду и обувь. Помните сказку Чуковского о «Чудо-дереве», на котором росли «туфельки, сапожки, новые калошки»? Вот что-то такое и у Кайкконен: по стенам — множество разных женских туфель, сложным образом разрезанных, изогнутых, склеенных; они похожи на цветы или симпатичных насекомых. Эта инсталляция для Молодежного центра Эрмитажа называется «Бальные туфли моей мамы» и реанимирует детские впечатления, тот восторг, который любая девочка испытывает при виде недоступных высоких каблуков, хотя в остальном Кайкконен предпочитает мужскую одежду. Она строила необычные конструкции из рубашек, галстуков и прочего; она придавала кожаным курткам почти идеальную прямоугольную форму, так что те выглядели как одетые пограничные столбы. Но по-настоящему Кайкконен прославилась масштабными проектами в общественных пространствах: однажды равномерно застелила мужскими куртками многоступенчатую лестницу, ведущую в хельсинкский кафедральный собор; однажды подвесила их наподобие птичьего клина к крыше пригородной галереи. Но проекты с одеждой финка в Петербург не везет, ограничившись удобными для транспортировки туфлями. А в качестве бонуса — десятилетней давности инсталляция «Мой набросок». Огромная белая полусфера под потолком, сделанная из полутора вроде бы километров туалетной бумаги, — очень удобно, из Финляндии нужен только крепеж.