Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Венера советская

Средняя оценка: 3 из 5

Голосов: 3

Проголосовать
Выставка закончилась

Владимир Малагис, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев, Александр Самохвалов, Александр Шевченко, Татьяна Маврина. Живопись

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 2
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1016 спасибо

Темные зрачки старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX–XX веков глядят испытующе: понял?
Идея «Венеры советской» у Алисы Любимовой, старшего научного сотрудника указанного отдела, появилась после приобретения музеем картины петрово-водкинского ученика Малагиса: в общем, натурный этюд размером, однако, с картину, холст-масло, в человеческий рост — барышня, позирующая в купальнике примерно 1940 года, правая рука на бедре, левая нога немного отставлена,... Показать полностью

Темные зрачки старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX–XX веков глядят испытующе: понял?
Идея «Венеры советской» у Алисы Любимовой, старшего научного сотрудника указанного отдела, появилась после приобретения музеем картины петрово-водкинского ученика Малагиса: в общем, натурный этюд размером, однако, с картину, холст-масло, в человеческий рост — барышня, позирующая в купальнике примерно 1940 года, правая рука на бедре, левая нога немного отставлена, рядом ползет белая драпировка, головка чуть влево — совершеннейшая классика, на которой странно выглядит натурная рабоче-крестьянская физиономия. Афродита вроде бы пониже шеи — но эта шея! Что-то возмутительное — или вдохновляющее — было в таком соседстве: из пены таких вот контрастов, если я правильно понимаю куратора Любимову, и появилась «Венера советская». Которая теперь выставляется одновременно с nudes Зинаиды Серебряковой в том же Корпусе Бенуа — но и в согласии с памятными советскими праздниками: открывается выставка накануне 7 ноября, а закроется после 8 марта.
Выставка вроде бы собирает женские nudes советских художников, натурные работы — однако что ж это за nudes, если в купальнике? Тоже противоречие. У Дейнеки в широкоизвестном «Раздолье» совсем не nudes, было не положено, даже рискованно — но это Дейнека; потом, если не брать полуголого, с плечами и ляжками, Дейнеку, то что брать? Период 1930–50-х в принципе небогат на подобные сюжеты, поясняет Алиса Борисовна; на выставке вообще нет официоза советской обнаженки: либо откровенно-зазывной, как в «Бане» сталинского президента Академии художеств Герасимова, либо символической, как у главного художника ВДНХ Яковлева («Баня» не у нас, а выставку мы делаем из фондов нашего музея, поясняет Алиса Борисовна; «Спор об искусстве» Яковлева, который хоть и у нас, не влезает под имеющиеся потолки). «Венера советская» начинается поздним Кустодиевым и заканчивается средним Видерманом, серединой 80-х; после этого тема угасает. Культивировавшийся советским искусством возвышенный сюжет под названием «женьсчина» с официальной отменой всего советского сдулся вместе с прочими. Как-то: мир, труд, май, интернационализм, моя милиция меня бережет, Ленин всегда со мной, ум-честь-совесть — в наступившие бессовестные времена ничего такого не оказалось и в помине. В эти времена есть либо приблизительно феминистичное искусство, либо вполне садистская эксплуатация образа, где женщина лишь фетиш, бессловесный объект, взятый даже не наслаждения ради, а просто так, чтобы было; про нефигуративную живопись речь не идет тем более. Что за Венера без фигуры? И без того отсутствие некоторых важных, как это называют торговцы, позиций куратора не смущает: работаем со своими фондами; что у нас есть, то и есть. Всеприимчивость вместе с некоторой кураторской капризностью — это тоже очень по-женски: вот это пусть будет, а этого не очень-то и хотелось. Чувственность сюжета, таким образом, подкрепляется если не кураторской концепцией, так эмоцией. Алиса Борисовна требует различать: «Венера советская» — она хоть и с уничижительным предикатом «sovetica» (как homo soveticus, тварь наподобие клопа), но тем не менее — Венера. В живописи, во всяком случае. Алиса Борисовна выбирала живопись — но ведь будет и графика, и фотография; и если в разделе фотографии появится Александр Гринберг, то станет особенно понятно, что это было, когда было «не положено», когда иначе — пять лет лагерей за якобы порнографию… Алиса Борисовна, впрочем, не в курсе насчет фотографического раздела: она из отдела живописи; интересовала, стало быть, прежде всего живопись. Часто это вроде бы простая работа с натурой, моделью, но в картине обнаруживается некий прибавочный элемент вроде стягиваемого с бедер трико — и натурная штудия превращается… трико превращается… в эротику превращается, а что такого?
На вопрос, как различать эротику и натурную штудию, просто эротику и советскую эротику, куратор по фамилии Любимова смотрит по-прежнему, с темной улыбкой: не ясно? Специфическая советскость в классическом позировании обнаруживается в виде неожиданного жанрового мотива (то же трико или сползающие с талии штаны желаннейших метростроевок Александра Самохвалова, плебейские типы Владимира Лебедева и коротковатые ноги у Александра Шевченко, бытовая непринужденность у Татьяны Мавриной) — но все равно мы имеем дело с неизменными, с древних греков, ипостасями женственности. Божественная властительница, управительница, вращательница мира (Афродита Урания), она же — деревенская давалка (Афродита Пандемос); сидит дома (Афродита Праксис), мокрая, вылезла из ванны (Афродита Анадиомена), примеряет шмотки (Афродита Каллипига), строит целку (Венера Пудика), смотрится в зеркало — тут хоть Веласкес, хоть Малевич, хоть Маврина — все одно. Неоклассическая претензия советского искусства законсервировала подобострастное (то есть уподобляемое страсти) внимание к повторению иконографии на фоне советской современности, заселению поликлетова канона в коммуналку: для академической позы найден нужный антураж — перед нашим сидит, перед советским зеркалом; вылезла из нашей, советской ванны, отдернув нашу, советскую занавеску, — а ну-ка, быстро и бодро вылезла из ванны!.. Но и чтобы опрежь всего — Венера. Чтобы не просто натурная штудия одинокой женской фигуры, но с приметами современности. Чтобы современность — но и чтобы не забывать, что тема-то вечная. Чтобы не просто нагота, а с соблазном. Чтобы соблазн — и чтобы притом в соблазн не вводить, не до конца.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 2
Svetik_FrekenSnork

167 рецензий · 167 оценок · 173 спасибо

Если оценивать экспозицию с точки зрения того, что хотели показать её авторы, то можно ставить твёрдую 5. Хотя я не люблю искусство того времени.
Здесь можно увидеть и картины, изображающие полуобнажённых женщин в слегка приспущенных трусиках, из-за чего кажется, что за ними подглядывали. Почему-то изображения полностью обнаженных женщин встречаются крайне редко. Найдется и фотографии со спортивных парадов сталинского времени, где «Венеры» выступают в совершенно жутких, абсолютно не... Читать полностью

Все рецензии 2

Выставки в Москве Хиросима, черепа и аниме: гид по выставке Такаси Мураками

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Подборка Ночь квестов

Лучшие квесты Москвы и Питера с большими скидками

Волшебные игры для всей семьи

Станислав Зельвенский — о живописном и вздорном фильме ужасов про маньяка, который орудовал в...

Как увековечить свою любовь к фастфуду?...

Что посмотреть в столице Каталонии, кроме творений Гауди, куда ходить купаться, если не на...

В прокате «Двуличный любовник» — уже второй фильм Франсуа Озона с Мариной Вакт после «Молода и...