Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Венера советская

Средняя оценка: 3 из 5

Голосов: 3

Проголосовать
Выставка закончилась

Владимир Малагис, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев, Александр Самохвалов, Александр Шевченко, Татьяна Маврина. Живопись

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 2
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1017 спасибо

Темные зрачки старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX–XX веков глядят испытующе: понял?
Идея «Венеры советской» у Алисы Любимовой, старшего научного сотрудника указанного отдела, появилась после приобретения музеем картины петрово-водкинского ученика Малагиса: в общем, натурный этюд размером, однако, с картину, холст-масло, в человеческий рост — барышня, позирующая в купальнике примерно 1940 года, правая рука на бедре, левая нога немного отставлена,... Показать полностью

Темные зрачки старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX–XX веков глядят испытующе: понял?
Идея «Венеры советской» у Алисы Любимовой, старшего научного сотрудника указанного отдела, появилась после приобретения музеем картины петрово-водкинского ученика Малагиса: в общем, натурный этюд размером, однако, с картину, холст-масло, в человеческий рост — барышня, позирующая в купальнике примерно 1940 года, правая рука на бедре, левая нога немного отставлена, рядом ползет белая драпировка, головка чуть влево — совершеннейшая классика, на которой странно выглядит натурная рабоче-крестьянская физиономия. Афродита вроде бы пониже шеи — но эта шея! Что-то возмутительное — или вдохновляющее — было в таком соседстве: из пены таких вот контрастов, если я правильно понимаю куратора Любимову, и появилась «Венера советская». Которая теперь выставляется одновременно с nudes Зинаиды Серебряковой в том же Корпусе Бенуа — но и в согласии с памятными советскими праздниками: открывается выставка накануне 7 ноября, а закроется после 8 марта.
Выставка вроде бы собирает женские nudes советских художников, натурные работы — однако что ж это за nudes, если в купальнике? Тоже противоречие. У Дейнеки в широкоизвестном «Раздолье» совсем не nudes, было не положено, даже рискованно — но это Дейнека; потом, если не брать полуголого, с плечами и ляжками, Дейнеку, то что брать? Период 1930–50-х в принципе небогат на подобные сюжеты, поясняет Алиса Борисовна; на выставке вообще нет официоза советской обнаженки: либо откровенно-зазывной, как в «Бане» сталинского президента Академии художеств Герасимова, либо символической, как у главного художника ВДНХ Яковлева («Баня» не у нас, а выставку мы делаем из фондов нашего музея, поясняет Алиса Борисовна; «Спор об искусстве» Яковлева, который хоть и у нас, не влезает под имеющиеся потолки). «Венера советская» начинается поздним Кустодиевым и заканчивается средним Видерманом, серединой 80-х; после этого тема угасает. Культивировавшийся советским искусством возвышенный сюжет под названием «женьсчина» с официальной отменой всего советского сдулся вместе с прочими. Как-то: мир, труд, май, интернационализм, моя милиция меня бережет, Ленин всегда со мной, ум-честь-совесть — в наступившие бессовестные времена ничего такого не оказалось и в помине. В эти времена есть либо приблизительно феминистичное искусство, либо вполне садистская эксплуатация образа, где женщина лишь фетиш, бессловесный объект, взятый даже не наслаждения ради, а просто так, чтобы было; про нефигуративную живопись речь не идет тем более. Что за Венера без фигуры? И без того отсутствие некоторых важных, как это называют торговцы, позиций куратора не смущает: работаем со своими фондами; что у нас есть, то и есть. Всеприимчивость вместе с некоторой кураторской капризностью — это тоже очень по-женски: вот это пусть будет, а этого не очень-то и хотелось. Чувственность сюжета, таким образом, подкрепляется если не кураторской концепцией, так эмоцией. Алиса Борисовна требует различать: «Венера советская» — она хоть и с уничижительным предикатом «sovetica» (как homo soveticus, тварь наподобие клопа), но тем не менее — Венера. В живописи, во всяком случае. Алиса Борисовна выбирала живопись — но ведь будет и графика, и фотография; и если в разделе фотографии появится Александр Гринберг, то станет особенно понятно, что это было, когда было «не положено», когда иначе — пять лет лагерей за якобы порнографию… Алиса Борисовна, впрочем, не в курсе насчет фотографического раздела: она из отдела живописи; интересовала, стало быть, прежде всего живопись. Часто это вроде бы простая работа с натурой, моделью, но в картине обнаруживается некий прибавочный элемент вроде стягиваемого с бедер трико — и натурная штудия превращается… трико превращается… в эротику превращается, а что такого?
На вопрос, как различать эротику и натурную штудию, просто эротику и советскую эротику, куратор по фамилии Любимова смотрит по-прежнему, с темной улыбкой: не ясно? Специфическая советскость в классическом позировании обнаруживается в виде неожиданного жанрового мотива (то же трико или сползающие с талии штаны желаннейших метростроевок Александра Самохвалова, плебейские типы Владимира Лебедева и коротковатые ноги у Александра Шевченко, бытовая непринужденность у Татьяны Мавриной) — но все равно мы имеем дело с неизменными, с древних греков, ипостасями женственности. Божественная властительница, управительница, вращательница мира (Афродита Урания), она же — деревенская давалка (Афродита Пандемос); сидит дома (Афродита Праксис), мокрая, вылезла из ванны (Афродита Анадиомена), примеряет шмотки (Афродита Каллипига), строит целку (Венера Пудика), смотрится в зеркало — тут хоть Веласкес, хоть Малевич, хоть Маврина — все одно. Неоклассическая претензия советского искусства законсервировала подобострастное (то есть уподобляемое страсти) внимание к повторению иконографии на фоне советской современности, заселению поликлетова канона в коммуналку: для академической позы найден нужный антураж — перед нашим сидит, перед советским зеркалом; вылезла из нашей, советской ванны, отдернув нашу, советскую занавеску, — а ну-ка, быстро и бодро вылезла из ванны!.. Но и чтобы опрежь всего — Венера. Чтобы не просто натурная штудия одинокой женской фигуры, но с приметами современности. Чтобы современность — но и чтобы не забывать, что тема-то вечная. Чтобы не просто нагота, а с соблазном. Чтобы соблазн — и чтобы притом в соблазн не вводить, не до конца.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 2
Svetik_FrekenSnork

167 рецензий · 167 оценок · 174 спасибо

Если оценивать экспозицию с точки зрения того, что хотели показать её авторы, то можно ставить твёрдую 5. Хотя я не люблю искусство того времени.
Здесь можно увидеть и картины, изображающие полуобнажённых женщин в слегка приспущенных трусиках, из-за чего кажется, что за ними подглядывали. Почему-то изображения полностью обнаженных женщин встречаются крайне редко. Найдется и фотографии со спортивных парадов сталинского времени, где «Венеры» выступают в совершенно жутких, абсолютно не... Читать полностью

Все рецензии 2

Новые рестораны Smørrebrød на Цветном, «Восход» в «Зарядье» и 800°С Contemporary Steak

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Масштабные игры для больших команд

Игровые площадки для лучшего торжества

Группа Little Big снимает самые смелые клипы — вот еще один. Он рассказывает о любви корейского...

В прокате идет картина «По ту сторону надежды» финского гения Аки Каурисмяки. Станислав Зельвенский...

Если вы думаете, что выбрать косметический подарок мужчине, не интересующемуся уходом, сложно, —...

Премия The Game Awards выбрала лучшие игры 2017 года. А еще на ней анонсировали игры, в которые...